Из воспоминаний старейшего сотрудника ГТГ Н.А. Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее"
"Кто-то однажды обратился к нему [Третьякову П.М.] с просьбой разрешить снять копию с картины Перова "Рыболов". Третьяков разрешил... И посыпались просьбы - и от художников, и от учеников Московской школы живописи и от любителей. Копировальщики десятками приходили к нам. Иногда даже неудобно было посетителям - так много мольбертов стояло перед картинами.
Между прочим копировали и крупные художники. Помню, Левитан сделал копию с картины Куинджи "Север", Серов - с картины Поленова "Московский дворик". Скопировала также несколько картин дочь Льва Николаевича Толстого, Татьяна Львовна"
Традиция копирования картин и сейчас продолжается в Галерее. В закрытый от посетителей день в музей приходят ученики художественных вузов и учатся на произведениях великих художников прошлого. Мне всегда было интересно, куда потом деваются все эти многочисленные копии "лопухиных", "незнакомых", "московских двориков", "бабушкиных садов" и проч. Неужели висят в домах у выросших учеников, или их надо куда-то сдавать в деканат учебного заведения. Или может еще какой-то другой вариант? Может быть среди моих читателй есть люди, которые учатся в художественных вузах и они удовлетворят мое любопытство? :)
В книге у того же Мудрогеля еще упоминаются случаи, когда множество картин копировались вместе с подписями художников, а потом продавались за оригиналы. Сейчас, конечно, такое было бы маловероятно. Ведь все известные картины и художники наперечет :) А вот Третьякову в итоге после многочисленных случаев мошенничества пришлось запретить копирование картин из своей галереи.
Мне нравится наблюдать за работой копировщиков. Наверно потому, что сама я совершенно не умею рисовать, и поэтому восхищаюсь, как это делают другие. Всё-таки здорово получается.