Зимой 1904 года великий художник принимает решение ехать на Дальний Восток, в театр военных действий русско-японской войны. Он собирается окунуться в самую гущу событий.
19 марта он пишет жене из Ляояна: "Только что возвратился из Порт-Артура и, захвативши свои вещи, опять туда еду, потому что здесь, в Ляояне, действия будут еще не скоро. Мне дали целый вагон - микст, с которым могу прицепляться к какому хочу поезду и останавливаться где мне нужно. Там мои вещи, там я живу...
Принимают везде прямо не по заслугам. Я, впрочем, плачУ, чем могу:
увидевши, что бравый командир "Ретвизана" без Георгиевского креста, потому что не получил его еще (по почте), я снял с себя крест и повесил ему, чем морячки были очень довольны...
Броненосец "Ретвизан"
В Третьяковке хранится большое количество рисунков Верещагина, однако все это рисунки из туркестанской серии, путешествия на Кавказ, на Север России и другие. Зарисовок из последнего путешествия художника в нашем музее нет, и по-видимому, быть не может. В воспоминаниях племянника Верещагина, я читаю "... Ящик с красками В.В. остался в вагоне высокой особы [Вел. князь Борис Владимирович. Прим. моё]. Это доказывает то, что В.В. ничего не успел зарисовать. С ним был только карманный альбом, который погиб вместе с В.В."
Судя по письмам Верещагина к жене, художник побывал на броненосце "Петропавловск" всего два раза, и первый раз это случилось 27 марта 1904 года, за три дня до трагической гибели. По-видимому тогда была сделана фотография, послужившая впоследствии моделью для написания картины "Адмирал Макаров и художник Верещагин на броненосце "Петропавловск".
Из-за этой открытки в письменной литературе и в интернете возникает путаница. Авторство картины приписывают самому Верещагину. Однако стоит хотя бы немного задуматься, чтобы понять - художник просто не успел бы нарисовать довольно большое полотно за три сильно насыщенных событиями дня, которые оставались ему до смерти.
Настоящий автор картины - художник Столица Евгений Иванович - полярник, путешественник, баталист. Ранее он путешествовал со Степаном Осиповичем на ледоколе "Ермак", а в то время состоял при штабе Макарова на броненосце "Петропавловск".
В настоящее время картина Столицы Е.И. "Адмирал Макаров и художник Верещагин на борту "Петропавловска" хранится в Таллинне, в музее Кадриорг.
О последних днях Верещагина вспоминали многие люди. Вот что рассказывал командир "Петропавловска", капитан первого ранга Н.М. Яковлев: "За несколько секунд до взрыва я побежал в боевую рубку, чтобы убедиться в том, правильно ли было передано приказание рулевому. В этот момент я видел полковника Агапеева - он записывал подробности произошедшего боя. Подле Верещагин что-то спешно зарисовывал. Внезапно раздался грохот взрыва..."
"Гибель Петропавловска" художник Н.И. Кравченко.
Гибели Верещагина была посвящена небольшая книжица, выпущенная художником Н.И. Кравченко в 1904 году - он тоже в этот момент находился в Порт-Артуре. В книжице был опубликован рассказ сигнальщика Бочкова, вот фрагмент этого рассказа: "Как дали последний сигнал адмирала «миноносцам войти в гавань», ход замедлили, почти стали. Вдруг корабль вздрогнул, раздался ужасный взрыв; за ним другой, третий, как будто у середины под мостиками. Я бросился к дверям рубки, откуда выходил офицер, вероятно штурман, тогда я выскочил в окно. Корабль наш кренило. На мостике увидел я адмирала, он лежал в крови ничком. Я бросился к нему, хотел поднять. Корабль точно куда-то падал; со всех сторон сыпались обломки, что-то гудело, трещало, валил дым, показался огонь. Я вскочил на поручни, меня смыло, но я успел за что-то ухватиться. Меня потянуло вниз. Помню еще падающие мачты, потом - ничего.
Был у нас на корабле старичок, красивый, с белой бородой, все что-то в книжку записывал, стоя на палубе. Вероятно утонул. Добрый был».
Из экипажа в 650 человек удалось спасти лишь около 60. Макарова и Верещагина среди них не было. И походный альбом художника с его последними зарисовками остался лежать на морском дне...
Информация взята из книг: А.Кудря. "Верещагин". - М., 2010 (ЖЗЛ),
"На фондъ имени Верещагина". - СПб., 1904