Есть у меня мечта: хочу увидеть картины художника Александра Алексеевича Борисова вживую, а не в репродукциях. Борисова (годы жизни 1866 - 1934) называли "первым художником Заполярья". Начав свое обучение живописи в Соловецком монастыре, он продолжил его в Петербурге, где его учителями были И.И. Шишкин и А.И. Куинджи.
Он предпринимал несколько путешествий в Арктику, в том числе и на построенной специально для арктической экспедиции яхте "Мечта". Несколько мысов Новой Земли он назвал в честь русских художников Куинджи, Верещагина, Шишкина. А также именем Третьякова был назван ледник.
Но не буду углубляться в подробности, биографию Борисова можно без труда нагуглить в интернете при желании.
Картины этого художника пользовались успехом на рубеже 19-20 веков, многие из них были приобретены П.М. Третьяковым и занимали целый зал в старой Галерее (22-я комната). Однако впоследствии время и люди распорядились иначе: около 40 живописных полотен художника были отданы в другие музеи, а остальные хранятся в запасниках Третьяковки. Почитала я что куда было отдано: ооой, мно-о-го куда! Музеи в Якутии, Владивостоке, Вологде, Томске, Северодвинске, Чите, Хабаровске, Ашхабаде, Варшаве, Алупке, Петрозаводске и др. получили этюды и картины, ранее выставлявшиеся в Третьяковской галерее. Несколько полотен было выдано в 1933 году в полпредство СССР в Берлине и затем они были утрачены во время ВОВ.
Кажется мне придется ехать в Карелию, в Петрозаводск например, а еще лучше в Архангельск, в музей художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова, чтобы увидеть картины художника, так как у нас в Третьяковке они не выставляются и неизвестно, будут ли когда-нибудь выставляться :)
Река Териберка и треско-промысловые шняки. ГТГ
Лед ранней весной во время морского отлива в губе "Средняя". ГТГ
Весенняя полярная ночь. ГТГ
В Кандалакшском заливе (Белое море). ГТГ
Судно во льдах. Яхта "Мечта". Музей художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова. г. Архангельск.
В ожидании морского зверя. Из жизни новоземельских самоедов. ГТГ
Илья РЕПИН:
Из письма Александру Борисову:
«Дорогой Александр Алексеевич!
...Если в Петербурге устраивается этнографический музей, то в нем северный отдел должен занять самое видное и почетное место. А в этом отделе самой дорогой жемчужиной будет Ваша коллекция северных этюдов. Не говоря уже о художественности редких по своей трудности изображений, эти уники неповторимы и по времени, и по месту, и ничто не может понизить их ценности.
Если музей упустит эти перлы, он сделает непоправимую ошибку. Потому что впоследствии потомки будут выкупать и собирать, что упущено во времени, с огромными затратами, от частных владельцев, что уцелеет, и будут ставить на то место, где должны быть эти труды самоотверженного художника.
Ваш И. Репин,
17 января 1908 г.»