Когда устал от полетов на работе, устал от полетов
на учебе, надо взять выходные и спокойно летать в свое удовольствие. Без всякой там шайтан-гидравлики-пневматики и главное без моторов. Заглянул в свой планерный лог и ахнул, мой последний полет без мотора
был пять лет назад.
- Алло, Дима, у тебя найдется время со мной позаниматься?
В Провансе есть аэродром Винон-сюр-Вердон. Те, кто интересуются планеризмом, от этого названия мечтательно закатывают глаза. Здесь одно из самых рыбных мест в Европе. Идеальное сочетание рельефа, климата и инфраструктуры. Можно летать круглый год. По аэродрому ходят помятые небритые расслабленные люди в панамках. Один из них - Дима Боровик. Нельзя сказать, что Дима живет в Виноне. Здесь он только ночует. Живет Дима в небе над Альпами. Он умеет летать на всем, что летает, но предпочитает планеры, потому что "в самолете какой интерес? Едешь два часа по прямой, только мотор жжж-жжж-жжж". Покататься или поучиться с Димой может любой. Записывайся и пожалуйста, через пару лет подойдет твоя очередь. Мне везет, как обычно. Из-за ковида до Димы не могут доехать ученики, поэтому он свободен.
Как аппарат тяжелее воздуха летает без мотора? Если совсем схематично, то есть три способа найти дармовую энергию.
1. Чаще всего пользуются термиками. Солнышко нагревает землю. От земли нагретый воздух поднимается вверх. Планерист может найти термик и использовать его для набора высоты.
2. Если есть складки рельефа и на них набегает ветерок, он отражается вверх и создает восходящий поток. Планерист может найти динамику и использовать ее для набора высоты.
Так планеристы и летают. Изучают особенности местности, погоды и оттачивают технику пилотирования, чтобы найти, где термичит, где динамит и выжать максимум.
Только изредка получается добыть самое шикарное лакомство - волну.
3. Волна возникает, когда сильный ветер (больше 50 узлов) дует перпендикулярно горной гряде, обтекает ее сверху, разгоняется еще сильнее и создает ровный быстрый ламинарный поток. В нем планер как по маслу набирает высоту совсем без усилий.
Интересно, что даже не самый высокий рельеф в сочетании с сильным ветром и стабильной атмосферой порождает возмущение толщиной во всю атмосферу.
Поэтому все
планерные рекорды высоты ставятся в волновых условиях.
Итак, у тебя выходной, ты находишься в Виноне, поперек Альп дует Мистраль, а у одного из лучших планеристов мира есть свободное время - вот это везение.
К тому же в нашем распоряжении элитный спортивный планер, оборудованный самыми навороченными системами. На нем установлен даже МУХЕНШПУЦЕР! Это чудо инженерной мысли рассчитано на high performance соревнования. Мухенов в воздухе много, они налипают на переднюю кромку крыла и портят гонщику все показатели. Включаешь аппарат, он специальной леской шпуц-шпуц-шпуц, счищает всех мухенов, и крыло снова работает оптимально. Вот до чего техника mind blown!
По провансальским меркам сезон еще не начался, никого нет.
Взлетаем и чешем на ближайшую горушку в надежде найти термики. День облачный, не жарко, термиков нет. Елозим по склонам, но ничего не происходит. Дима извиняется, потому что забрал у меня управление, я тут точно ничего не поймаю. Беспокоится, что мне скучно. Вообще видно, что он очень опытный и внимательный инструктор, отслеживает мое физическое и моральное состояние постоянно. Но мне наоборот очень интересно. Легко летать, когда ничего не нужно делать. Учишься, когда попадаешь в трудные ситуации.
Термиков нет. Надо попытаться добраться до хребта, который хорошо ориентирован к ветру. Есть надежда, что там поднимает и без термиков. Радуюсь, что без объяснений мне ясна логика действий.
Склончики работают! Начинаем потихоньку наскребать высоту. Дело идет веселее, Дима отдает мне управление. Чтобы утюжить склон, большого ума не надо. Даже с моими ужасными навыками и плохо скоординированными разворотами все получается. Ездишь себе туда-сюда, глядь, уже начухал 2000 метров. Но цель сегодня не отполировать склон до блеска, это любой может. Цель - уйти на маршрут, улететь далеко, а значит нужно искать компромиссы и идти на риск. Не риск для жизни и здоровья, естественно, а риск уйти все дальше и дальше, не теряя времени на набор максимума высоты. Делаешь ставку, что найдешь потоки и потом. Конечно, можно проиграть, оказаться далеко от дома с большой потерей высоты и вынужденно сесть на аэродроме у черта на рогах. Неопытные планеристы нередко плохо оценивают условия и даже не дотягивают до аэродрома, плюхаются в любое подходящее поле.
Озеро Серр-Понсон и его плотина. Кромка облачности.
Ха, 3000 м на альтиметре! Я так высоко в планере еще не забирался!
Ай-люли, ай-люли,
Дайте мне канюли.
- Дима, в какой момент ты начинаешь брать кислород?
- По закону выше 3800 м (на наши деньги это FL125), но я обычно чуть раньше пассажирам выдаю для предотвращения неприятностей. А вообще протестировать легко: задаешь человеку простой пример, а он дает неправильный ответ, или считает слишком долго, сразу понятно: пришла гипоксия. Сам человек при этом думает, что все в полном порядке.
Кстати, держи канюлю!
А мы между делом над Гапом! Нормально, это уже полдороги до Женевы!
Залезли высоко и моего опыта не хватает, чтобы осмысливать действия инструктора. Теоретически все просто: турбулентный поток создает роторные облачка, ламинарный поток создает чечевицу, линзовидные облака, лентикулярисы.
Просто читай небо.
Но это в теории, на деле все не очевидно. Дима, конечно, находит волну и отдает мне управление. Вернее, назначает меня автопилотом, потому что активно делать ничего не надо. Надо удивляться, как легко и просто стрелка вариометра уехала вверх. Глазей себе по сторонам и наслаждайся.
- Ну как тебе? Классно, правда? А теперь наша авиакомпания готова предложить вам печеньки и прохладительные напитки! )))
Лопаю печеньки на высоте 4000 м. Остекление кабины обмерзает. Хорошо, что мы тепло оделись. Дима даже выдал мне специальные унты. Как у Будды за пазухой! Впереди
Pic de Bure.
5000 м на альтиметре!
- Ну что, ты побил свой рекорд высоты в планере?
- Давно уже! А до какой высоты мы полезем?
- 5800, выше нельзя, там мы будем мешать линейным лайнерам. А вообще есть специальные волновые окна, где можно набирать гораздо выше. Я поднимался на 8800, например.
На альтиметре 5800. К этому моменту мы уже провели в воздухе четыре часа и я начинаю чувствовать утомление.
- Пора подумать об обратной дороге.
- Хорошо, но ты не беспокойся, обратно будет гораздо быстрее. Просто бери курс на Винон и ручку придави.
- Серьезно? По прямой?
- Да, конечно, у нас запас высоты выше крыши.
Разворачиваюсь в сторону аэродрома, зажимаю ручку, триммирую нос вниз. Путевая скорость 300 км/ч! Только ветер свистит по степи. Вместо снижения планер местами продолжает набирать! Кааааайф.
- Ой, это
ИТЕР?! Мы что уже приехали?
- Ну да, вот же аэродром, мы привезли запас высоты 2500 ) так что доставай спойлеры, будем снижаться.
На аэродроме никого нет. Обычное дело: Дима продолжает летать, когда все уже давно сели. Только мой любимый пост руководителя полетов украшает поле.
В аэроклубе в уголке среди остальных объявлений висит выцветшая бумажка, глаз выхватывает в ней знакомые фамилии.
"Дима Боровик, чемпион мира по планеризму в открытом классе". (Открытый класс это все самое: самые длинные маршруты, самые крутые планеры с самым большим размахом крыльев.) Респект!
Ой, "Режис Кунц, ТРИЖДЫ чемпион мира по планеризму в открытом классе". Хорошо, что мне об этом не сказали, когда он меня учил и принимал экзамен на лицензию, я бы больше нервничал ))
У Димы
есть ютюб канал, на котором он публикует учебные видео, рекомендую.
Вечером я на отходняке. По телевизору объявляют новый локдаун. Снова нельзя без уважительной причины и без декларации удаляться от дома больше, чем на 10 км. Как здорово, что я успел выбраться полетать. Еще одно напоминание, что нужно торопиться жить, пока дают!
И вообще, поеду-ка я подальше от вашего локдауна, мне пора на работу.