Когда ты в
счастливом экипаже, накупавшийся и довольный идешь на самолет, что еще может украсить день? Конечно, веселый и интересный капитан. Мой сегодняшний коллега долго работал на А330 в видной компании в Азии.
(Если кто не может со здоровым критицизмом воспринимать обобщения, лучше дальше не читайте).
- Расскажи, как там было?
- Я тебе могу нарисовать две разные картины. Одна - просто небо в алмазах, а вторая жуткая.
Для начала второй пилот получает там столько, сколько у нас капитан. Организация потрясающая. Тебя селят в лучших гостиницах, возят, дают билеты в бизнес-классе, на домашней базе дают квартиру, за тебя делают все дела: даже будильник не надо ставить самому.
Самолеты новые, все работает как часы, погоду получаешь нажатием кнопочки. Даже план полета не надо вбивать, чик, ACARS-запрос и все в коробочке.
CPDLC: можно забыть связь с Манилой по HF как страшный сон.
Приходишь на вылет, чекинишься своим баджиком, динь! Уже идет клерк с конвертом - тебе сообщение. В конверте может быть что угодно, например, уведомление о твоем увольнении. У меня так один раз динькнуло, я напрягся, подходит клерк: "поздравляю, сэр". Открываю, там письмо: "Пассажир оставил очень положительный отзыв о посадке. Мы проверили, пилотирующим на этом рейсе были вы, спасибо за высокий профессионализм." И триста баксов тут же. Ну круто, хорошее настроение на целый день!
Но если хочешь там летать, будь готов к культурному шоку. К азиатским капитанам нужен особый подход. Вот ты задал ему вопрос, а он не знает ответ. Ты и не заметил, а произошла катастрофа, он потерял лицо. Потом он будет тебя гнобить, ты, якобы, неправильно выполняешь процедуры, ходишь без головного убора и все такое.
- Так и что делать? Не задавать вопросы?
- Совершенно верно. Или задавать вопросы, на которые он заведомо знает ответ. Вообще самая полезная фраза "oooh, I see!". Вот капитан говорит тебе, например: "это кнопка APPR, нажимаешь ее, она активирует режим захода на посадку". Ты не можешь ему сказать "ну я же не дебил, летаю на эрбасах уже 10 лет". Ты должен сказать: "oooh, I see, thank you captain". И дальше все будет хорошо и спокойно.
С азиатами летать... по-разному. Вот японцы, например, серьезные-пресерьезные. Сидят такие, спина прямая, а на руках белые перчатки. А китайцы - наоборот, палец по локоть в нос засунут, потом подумают-подумают, да и намажут соплю на приборную доску.
Европейцы и американцы могут быть разными: веселыми, замкнутыми, классными, противными, но нас всех объединяет любовь к полету, страсть к авиации. У азиатов этого нет. Им пофигу. Каждая вторая посадка - autoland. Посмотрят хитро и говорят: "easy money today, autoland". Ты не поверишь, но многие не отличат 320 от 737, им это не надо. Про всякие Сенеки и Суперкабы вообще забудь, они не знают, что это. Есть национальная программа "from zero to hero" - после школы молодые люди получают стипендию, чтобы учиться и потом работать либо в IT, либо в строительной компании, либо в авиакомпании. Знаешь, как они выбирают путь всей жизни? Где стипендия на двадцать баксов выше.
Лучшей работой считается relief first officer. Это когда ты сидишь в третьем кресле, ешь, пьешь, получаешь отличные деньги, не делаешь ничего и не несешь никакой ответственности. Кстати, вот у нас с тобой абсолютно одинаковый тайп рейтинг. Понятно, у капитана больше опыта и прочее, но обучение на этот тип воздушного судна мы прошли одинаковое. Там у них эти рейтинги разные. Капитанский отличается от второпилотского. Иерархия в Азии - это святое.
Вообще меня там напрягает, что люди не наслаждаются жизнью. Все ради эффективности. Они даже пьют не чтобы расслабиться и получить удовольствие, а чтобы максимально эффективно нажраться.
У нас был рейс в Брисбейн, мы там сидели неделю. Экспаты возили с собой акваланги, клюшки для гольфа - надо же неделю чем-то заниматься. И вот иду я на вылет, подъезжает капитан на феррари и вынимает огромную спортивную сумку. Я его спрашиваю, что там? Крутой спортивный инвентарь?
Знаешь, что у него там было? Недельный запас доширака! Не платить же двадцать долларов за стейк в Брисбейне!
А феррари! Думаешь, это потому что он любит машины? У него ручка стоит тысячу, очки стоят две и часы пять, потому что иначе его за человека считать не будут. Так положено! А питается он дошираком.
Но подход к безопасности полетов серьезный. Unstabilised approach - немедленное увольнение. Вот у нас был случай, читаем посадочный чеклист, все готово, стабилизировались, но забыли заармить спидбрейки. Делов на полсекунды, чик ручечку. Высота - 999 футов. На второй круг. Иначе завтра капитан будет разжалован во вторые пилоты.
Говорят, что в компании есть два типа пилотов: те, кто уже проваливали тренажер, и те, кто его обязательно провалят.
Еще до того, как идти в тренажер, экзаменатор задает 10 вопросов. Отвечать надо не как знаешь, а как написано в экзаменационной базе. Два вопроса мимо - ок, три вопроса мимо - никакого тренажера, придете в следующий раз.
У меня приятель завалил captain upgrade знаешь как? У него был отказ, который выдает тебе сообщение Land ASAP. Т.е. нужно садиться в ближайшем подходящем аэропорту. Он пошел в Тайпей - домашняя база, вся инфраструктура, любая техническая поддержка и т.д. До Тайпея 102 мили. А был еще один аэропорт попроще, без инфраструктуры, до которого 100 миль. Фейл! Сказано ближайший, значит ближайший!
- Все понятно. А почему решил уйти?
- Да кому нужны эти деньги? Надо ближе к дому, к семье.