- Когда с самолетом случаются неприятности? Сразу после техосмотра! Проблема в том, что если самолеты старые, то ТО - почти непрерывный процесс. Вот руку даю на отсечение, что самолетом недавно занимались. Сейчас у Вала спросим.
- Валерьен, ты этот самолет ковырял?
- Да, занимался им вчера.
-
А капот?
- Что капот? Опять? Там застежка старая, она расстегивается. Ее вооот так надо с подворотом, хоп. Держится!
На этот раз на газовке перед полосой все в порядке. Курсант немного дестабилизирован, но это был хороший урок, нарочно не придумаешь. Самое главное, за что я должен быть спокоен, когда его выпущу, это что он может сам принимать разумные решения.
- Ну полетели. Работать будем вот на этом поле. Заходить будем как обычно, против ветра. На теории тебе уже объяснили, почему.
Я предлагаю тебе оставить поле по левому борту, таким образом у тебя будет оптимальный обзор. И еще оставь себе достаточное расстояние до поля, не лети впритык. Простое правило: смотри влево, пусть законцовка крыла идет по краю твоей полосы (поля).
Сейчас мы летим вдоль поля в направлении обратном посадочному. Ветер дует в спину. Этот этап так и называется downwind.
Самое время подготовить самолет к посадке. Читай чеклист, пожалуйста.
- Бензонасос, ON. Обогрев карбюратора, ON. Режим downwind. Есть скорость для закрылков. Закрылки в положение downwind.
- У самолета изменилась конфигурация и скорость, его надо...
- Триммер.
- Отлично. Теперь нам нужно пролететь чуть дальше, сделать два разворота и все дела, ты на посадочной прямой.
Удаление от полосы делается на глаз. Способов разных много, один инструктор скажет тебе, что нужно удаляться, пока ты не увидишь полосу в секторе на 8 часов, или на 7 часов. Некоторые вообще говорят: удаление в течение одной минуты (но это уж слишком далеко, ты так и поле из виду потеряешь). Развернись, когда посчитаешь нужным и ты быстро поймешь, где близко, где далеко, а где в самый раз.
- Начинаю разворот.
- Давай, давай.
- Так ты мне штурвал зажал и не даешь развернуться!
- Ну да, это парижская воздушная зона, я жить хочу.
- Ой, извини *оборачивается, сканирует воздушное пространство, громко произносит* Безопасно!
Начинает разворот рановато, не успеет снизиться. Но это даже лучше. Любая ошибка курсанта - это возможность его чему-то научить.
- Мы на посадочной прямой! Можно снижаться!
- А что с расстоянием, три пальца есть?
- Да есть все восемь, надо снижаться скорее.
- Вперед. Только по порядку.
- Тангаж, режим, триммер.
- Какие мысли по поводу нашего профиля снижения?
- Мы очень высоко, ииии, можно в принципе штурвал от себя и побыстрее снизиться.
- Нельзя. У меня уши болят от быстрых снижений :) шучу. Это просто опасно.
- Ну тогда мы не успеем в начало поля.
- Решение?
- На второй круг! Тангаааж, режиииим, триммер.
- Ой как мы криво летим,
смотри где шарик!
- Правую ногу, шарик в центр.
- Все хорошо сделал, но начал разворот рановато. Давай еще разок, только протяни вооон до того леса и все получится.
Схватывает на лету. Чеклист прочитал, машину приготовил, по сторонам смотрит, разворот начал вовремя, как по маслу.
- Три пальца, перевожу самолет в снижение. Тангаж, режим, триммер.
- Молодец, ты на глиссаде, теперь повторяй глиссада-ось-скорость. Если ушел выше/ниже, поправляешь штурвалом. Если скорость плавает, поправляешь режимом. Старайся болтать меньше. Прицелился в точку приземления и держи.
- Глиссада, ок, ось, ок, скорость, прибавляю.
- Если скорость выше заданной слегка (узлов на пять), не страшно. Но ни в коем случае не ниже, понял?
- Ага, три пальцаа, ооось, скорость.
- Отпусти штурвал, брось его совсем. Уууууух, смотри куда нас понесло, у тебя самолет не стриммирован, так не получится. Его надо просто настроить, нацелить и дать ему самому лететь. Смотри, уверенное движение штурвалом, чик, триммер, чик, отпускаю: летит сам куда надо. Понял?
- Ага.
- Давай, уход на второй круг. Ты молодец, хорошо глиссаду нашел, полетим домой, попробуешь ее найти на настоящем аэродроме. Глядишь, и в полосу попадем :)
Вот короткое видео (которое не представляет большого интереса). Пока мы занимались, сзади у нас сидел один кандидат в инструкторы и снимал для себя кусочки. На видео мы на траверзе поля, курсант выпускает закрылки, а потом делает третий разворот.
Click to view
Предыдущая глава |
Следующая глава