Хатынь

Mar 15, 2015 12:47



118 щуцманшафтбатальон - был сформирован в Киеве. Состоял из завербованных, перебежчиков и уголовных элементов, которые согласились сотрудничать с аккупантами и прошли спецподготовку в различных школах на территории Германии, присягнув на верность Гитлеру. Во главе 118го батальона был штурмбанфюрер Эрих Кернер, а "шефом" одной из рот батальона был гауптман Ганс Вельке, любимчик Адольфа Гитлера.
Ганс Вельке - чемпион Олимпийских игр 1936 года по толканию ядра. Он стал первым из немцев, победившем в этом виде легкой атлетики. Кроме золотой олимпийской медали, в подарок от Гитлера Вельке получил офицерский чин. Но когда началась война, на фронт он не попал, а зарабатывал свои награды в тылу в чине командира карательной роты.

Ранним утром 22 марта немецкое командование, размещавшееся в Логойске, рапортовало, что между ними и 118 батальоном, квартировавшим в Плещеницах, полностью отсутствует связь. Никто не сомневался - телефонную линию повредили партизаны. В 9:30 по приказу командования на восстановление линии отправилась группа связистов. Конечно, партизаны понимали, что долго без связи немцы сидеть не будут и устроили засаду. Около 10 часов группа вооруженных подпольщиков залегла в лесном массиве у Лагойского шоссе, предварительно не зная кто поедет по дороге.
На шоссе появилась легковая машина с гауптманом Гансом Вельке, который по некоторым сведениям ехал в отпуск. Первыми же выстрелами Вельке и еще три немца были убиты, ранение получил и ехавший с ними командир 1 роты 118 батальона Василий Мелешко.
Сразу после стычки, на шоссе появились припоздавшие грузовые автомобили. Увидев, что к немцам прибыло подкрепление, партизаны снялись с позиций и ушли. Ушли туда, где остановился отряд - в деревню Хатынь.
Придя в себя после атаки, фашисты не нашли иных виновников, как работавших на шоссе рубщиков леса. По приказу немецких властей жители деревни Козыри расчищали придорожную полосу, вырубая деревья на ширину в 150-200 метров, тем самым лишая партизан возможности устраивать засады на обочине. Немцы погнали селян по шоссе. В какой-то момент беззащитные и испуганные люди бросились в рассыпную. Немцы открыли огонь. Из 40 человек только одному удалось убежать целым.
Когда раненый Мелешко доложил о случившемся майору охранной полиции Эриху Кернеру, решение о преследовании партизан созрело мгновенно. Из Логойска была немедленно вызвана в подкрепление группа эсэсовцев на мотоциклах из "Особого батальона Дирлевангера". По следу партизан отправился 118 батальон карателей.
Около часа дня в Хатыни раздались первые выстрелы. Каратели открыли шквальный огонь из всего имевшегося оружия. Жители Хатыни пытались убежать, но каратели сомкнули кольцо.
Партизаны, потеряв несколько человек - кто-то видел убитых санитарку и бойца, - успели уйти в лес. Тогда фашисты взялись за селян. Жителей Хатыни обвинили в сговоре с партизанами, в укрывательстве и пособничестве им.
Далидович Евгений Николаевич, старший следователь-криминалист по особо важным делам УКГБ по Гродненской обл. :
Это было предложение карателей 118 батальона. В каждой семье было по 5-9 малых детей. Каратели ни в чем не считаясь с местным населением, выгнали их из домов и согнали на край деревни в большой сарай Каменского Иосифа.
Из показаний Желобковича Виктора Андреевича, 1934г/р. :
"Я видел полураздетых и босых детей, каратели никому не разрешали одеться. Сарай 10х12 метров. Люди успокаивали друг друга, что попугают и отпустят. Мы сидели около часа. Когда кто-то залез под крышу посмотреть, что происходит, каратели заметили и выстрелили. Пуля прошла мимо. Сквозь щели я видел, как стали подбрасывать солому и обливать бензином. Люди обезумели от страха, понимая, что суждено сгореть в огне. Все бросились к двери.... Мы с мамой вырвались из сарая. Мы упали, она накрыла меня собой и шепнула, чтобы я не двигался. Вокруг падали сраженные пулями люди. Я почувствовал, как мне обожгло левое плечо. Я сказал маме. Но в этот момент она вздрогнула и затихла. На мои вопросы она больше не отвечала.. Пламя начало сильно жечь, мне удалось незаметно отползти в сторону. Я лежал тихо, пока не окончилась стрельба.. Кто-то еще подавал признаки жизни и просил воды. Даже детским разумом я понимал, что их ждет смерть...".
Эрих Кернер докладывал:
"Деревня была окружена и атакована со всех сторон. Противник при этом оказал упорное сопротивление и вел огонь из всех домов, так что пришлось применить тяжелое оружие - противотанковые пушки и тяжелые минометы. В ходе боевых действий наряду с 34 бандитами убито много жителей села. Часть из них погибла в пламени".
Из журнала боевых действий партизанского отряда "Мститель":
"..После отхода с места засады расположились в д. Хатынь, где были окружены немцами и полицейскими. При выходе из окружения потеряли убитыми три человека, четверо - ранено. После боя фашисты сожгли д. Хатынь. Командир отряда А. Морозов, начальник штаба С. Прочко".
Конечно, Кернер заметно преувеличивал потери партизан, но так же поступали и партизаны, преувеличивая свои силы...
Previous post Next post
Up