Оригинал взят у
femcultura в
Музей или театр? Лабиринт иллюзий Сальвадора Дали в Фигерасе «Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом.
Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением,
будто им привиделся театральный сон.»
Сальвадор Дали
Еще какое-то столетие назад Фигерас был неприметным городком, ничем не отличавшимся от других небольших испанских населенных пунктов. 11 000 горожан и изредка наезжающие приезжие… Фигерас мог оставаться таким же до сих пор, не родись в нем Сальвадор Дали, человек, получивший впоследствии всемирную известность и «титул» гения сюрреализма. Произошло это знаменательное событие 11 мая 1904 года.
Успехи Дали в изобразительном искусстве проявились рано: в 1919 году, когда Сальвадору исполнилось 15 лет, состоялась его первая художественная выставка. Случайно или нет, но местом проведения выставки был выбран… городской театр. Возможно, именно это положило начало стремлению Сальвадора Дали соединить свое творчество с театром. Стремлению, которое позже нашло гениальное воплощение в реальности: музей художника в Фигерасе более всего напоминает театр сюрреализма. Но, обо всем по порядку…
О создателе музея: реальность и фантазии Сальвадора
«Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие.»
Сальвадор Дали
Когда Сальвадору исполнилось 10 лет, его отец, муниципальный нотариус, отдал мальчика учиться в Академию ордена маристов. Здесь будущий гений проучился до 1918 года, параллельно занимаясь в городской художественной школе. Первое знакомство Дали с модернистским искусством состоялось в 1916 году, в Кадакесе, где юный художник проводил каникулы.
В 1921 году, спустя 2 года после проведения своей первой выставки, Сальвадор с благословения отца уезжает за знаниями в Мадрид, где становится слушателем Академии художеств Сан-Фернандо. Здесь судьба сводит его с Федерико Гарсиа Лорка, видным деятелем культуры. Этому интереснейшему человеку суждено было стать лучшим другом будущего гения. А для Дали начинается время экспериментов в стилях дадаизма и кубизма.
Еще одно значимое для Сальвадора знакомство состоялось в 1926 году: художник встретил Пикассо, который в значительной мере повлиял на изобразительный стиль Дали. Эта встреча совпала по времени с отчислением Дали из Академии (причиной стало дерзкое поведение по отношению к преподавателям). В это же время из-под руки художника выходят несколько новых работ. 1929 год можно считать началом сюрреалистического этапа жизни Дали, да и вообще одним из самых переломных моментов судьбе: в жизни художника происходят сразу 2 грандиозных события - он открывает для себя мир сюрреализма (и участвует в создании картины «Андалузский пес») и знакомится со своей музой и любимой, Еленой Ивановной Дьяконовой (позже мир узнает ее под именем Галá).
Весьма религиозные родственники Дали негативно восприняли его связь с замужней Гала, которая была старше своего возлюбленного. Разногласия с семьей вынуждают Сальвадора уехать из Фигераса. Тогда ему казалось, что навсегда. Влюбленные поселились в поселке Порт-Льигат, где купили ветхую рыбацкую хижину. Дали писал картины, а Гала отвозила их на рынок в Кадакес. Талант гения оказался не только ярким, а еще и очень удачливым: картины Дали пользовались спросом и выставлялись на экспозициях; популярность художника быстро росла.
Бунтарство было в крови Дали: все, что он делал, бросало вызов общепринятым общественным взглядам и устоям. Так, его брак с любимой Гала был гражданским до 1958 года. А в 1936 году художник бурно попрощался с обществом сюрреалистов, которые приняли слишком левую, по его мнению, позицию после того, как к власти пришел Франко.
С 1940 года начинается американский период жизни Дали. В США он много занимается дизайном, участвует в подготовке театральных постановок и даже начинает писать. В 1944 году в свет вышла его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», как и все произведения гения, книга спорна, ошеломляюща, скандальна и… коммерчески успешна.
Возвращение в Фигерас. Рождение музея
В 1960 году в ответ на просьбу мэра г. Фигерас подарить муниципальному музею картину, Дали решает сделать родине более ценный подарок и создать целый музей. Уже 8 августа 1961 года Дали объявил о своем желании во всеуслышанье, объявив заодно и о том, что будущий музей расположится в здании разрушенного городского театра, постройки 40-х годов XIX века, сгоревшего почти дотла в 1939 году.
Почему театр? Все логично. Вот как объяснял свое решение сам художник:
«Где же еще, как не в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».
Руины театра, которые муниципия передала Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей. А в результате потраченных усилий город приобрел достопримечательность с мировой известностью, а сам Дали стал одним из немногих гениев, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции. Открытие музея состоялось 28 сентября 1974 года.
Лабиринт сюрреализма в Фигерасе
Когда Дали задумывал свой музей, он планировал создать сюрреалистический лабиринт, в котором каждый посетитель чувствовал бы себя немного сумасшедшим и немного оторванным от реальности. Как это бывает в театре на постановке какого-нибудь великого мистификатора. Замысел удался: музей-театр представляет собой мистический монолит, объединяющий в себе несколько архитектурных стилей, таящий множество тайн и раскрывающий шокирующий внутренний мир художника. Каждому, кто входит внутрь музея в Фигерасе, предстоит совершить увлекательное путешествие по лабиринтам фантазий Сальвадора Дали.
Архитектурные мистификации или мистическая архитектура?
Архитектурные мистификации начинаются уже на первом этаже музея: входя в здание, снаружи кажущееся трехэтажным, посетитель оказывается в пятиэтажном строении. Этот эффект удалось создать, сделав первый этаж музея разноуровневым. Вторая мистическая часть здания - прозрачный сферический купол, названный геодезическим.
Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения.
Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Сам художник объяснял свое решение создать купол так: «Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений; но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».
Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней - несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора - «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод.
На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.
И, наконец, третья архитектурная мистификация - гигантские «Шалтаи-Болтаи», сидащие на стенах, а точнее, украшающие крышу здания. Их белоснежная скорлупа ярко контрастирует с темно-красными стенами с золотистыми вкраплениями из… хлебных булочек - самого любимого фетиша мастера.
Попади кэрролловская Алиса в этот музей, вряд ли Страна чудес и Зазеркалье так уж удивили бы ее.
3 сюжетные линии театра Сальвадора Дали
Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.
На ступеньках у входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.
А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора.
На территории музейного комплекса существуют обособленно и в то же время неразрывно 3 основных объекта: собственно музей, занимающий территорию бывшего театра, башня Галы - «Галатея» и выставочный центр с драгоценностями, созданными по эскизам Дали.
В музейной части собраны работы, отражающие весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.
Здесь можно увидеть буднично-чувственную «Галарину» и «Атомную Леду» - сюрреалистическое повторение библейского сюжета. Со многих полотен Дали на нас смотрит его Галá.
Удивительно «Исчезающие образы», на котором автор сумел объединить сразу 2 великих художников: Веласкеса и Вермеера Дельфтского.
Присмотритесь: девушка, читающая письмо (почти точная копия вермееровского сюжета), плавно превращается в глаз, нос и бороду, становясь частью портрета Веласкеса.
Чуть дальше, за чередой залов с картинами и инсталляциями - знаменитая комната-иллюзия, которую Дали «слепил» из черт лица кинодивы Мэй Уэст.
Здесь стоит самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом - диван в форме губ.
Помимо работ Дали, в экспозиции музея есть картины и других представителей мира искусства, которых художник считал своими учителями. Например, в зале шедевров можно увидеть полотна Эль Греко, Эвариста Вальеса, Антонио Питчота, Жерара Ду, Марселя Душама и других.
В партере музея - сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире.
Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине - лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин. Центральный элемент композиции - черный «дождливый» кадиллак. Если опустить в слот монетку, на манекенов, сидящих внутри кадиллака, прольются «капли дождя».
А недалеко расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс с телом из оливкового дерева, которого художник сделал похожим очень похожим на друга семьи Пепито Питчота.
Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники. Манекены только напоминают жрецов, а на самом деле это - любимая муза художника, Гала.
Башня «Галатея» была пристроена к зданию театра позже и представляет собой галерею залов, в которых собраны поздние работы Дали, а также те его творения, которые стали собственностью музея уже после смерти художника. Здесь восприятием правит иллюзорность. В залах много стереоскопических и анаморфических работ, а также тех, в которых присутствуют приемы оптического монтажа.
Гости выставочного комплекса «Дали-драгоценности» могут увидеть произведения художника, созданные в период с 1941 года по 1970 год, а также несколько ювелирных изделий, изготовленных по эскизам Дали уже после его смерти. (Ювелирная коллекция Сальвадора Дали)
В этой части музея можно увидеть 36 ювелирных изделий из коллекции Оуэма Читама и 27 изображений на бумаге. Среди них - «Апофеоз доллара», написанный маслом в 1965 году.
Наследие Сальвадора: театр-музей сегодня
Вернувшись в Испанию, король эпатажа вспомнил о своей любви к родной Каталонии и не изменял ей уже до самой смерти. В 1982 году королем Испании ему был пожалован титул маркиза де Пуболь. Дали создал свой музей и умер в очень преклонном возрасте, 23 января 1989 года, оставив в истории след необычайной яркости.
Нынешний директор музея, друг Сальвадора Дали, Антонио Питчот, старается пополнить экспозицию музея и всегда рад гостям. Сегодня театр-музей Дали имеет репутацию самого посещаемого музейного комплекса Испании. Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более 1 000 000 человек.
Завещание художника было необычным: он пожелал быть похороненным в театре-музее. Его воля выполнена: среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989. Не многие посетители музея знают, что за белой плитой, расположенной в центральной части выставочного зала, в склепе замуровано тело самого великого мистификатора 20-го столетия. Склеп расположен совсем недалеко от женского туалета, куда всегда выстраивается очередь. Любопытный к новостям Дали и после смерти всегда в курсе событий, ведь женщины так любят поговорить.
Публикация взята отсюда:
http://www.dali-genius.ru/Teatr-muzej.html