В магазинах:
Иэн Бэнкс Пособник
М.:
Эксмо,
СПб.:
Домино, 2009 г.
Серия:
Интеллектуальный бестселлер Тираж: 5000 экз. + 8000 экз. (доп.тираж)
ISBN: 978-5-699-34531-1
Тип обложки: твёрдая
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
Страниц: 368
Описание:
Внецикловый роман.
Первое издание на русском языке.
В оформлении переплета использована иллюстрация
Geliografic.
Содержание:
Примечание:
В 2010 г. вышел доп. тираж с тем же ISBN - 3000 экз.
Информация об издании предоставлена:
vem Аннотация.
Камерон Колли - акула пера и шакал ротационных машин, опытный ас информационной войны, любитель экстремального адюльтера и всевозможных веществ, раб компьютерной игры «Деспот» - находится в шаге от очередной сенсации. Да еще какой! Безымянный осведомитель - по телефону, через синтезатор речи - сливает ему наивкуснейший компромат о коррупции в самых верхах, о высокопоставленных покойниках, якобы ставших жертвой международного заговора. Тем временем другие трупы громоздятся в опасной близости от самого Колли, навлекая на него подозрения полиции...
Отзыв от
Gorhla с Фантлаба.
Итак, «Пособник».
Роман, написанный в 1993 г., был переведён на русский язык совсем недавно.
Несмторя на то, что в последние годы практически всё, что выходит в серии «Интеллектуальный бестселлер», оставляет смутное чувство однотипности и шаблонности (наверное, из-за перевода), ИБ выделяется на общем фоне. Впрочем, автор «Осиной фабрики» и цикла «Культура», блестящий стилист, фантазёр, экспериментатор и просто умница, ИБ иначе просто не может.
Сюжет романа достаточно прост и не позволяет причислять его к жанру «детектив», поскольку автор не даёт читателю никаких зацепок и пищи для размышлений на предмет «убийца - дворецкий». Два ГГ: один - журналист, другой - таинственный убийца. Впрочем, параллельные сюжетные линии не утомляют, поскольку ИБ споро вертит сюжет, ни на секунду не давая ему провисать и затягиваться: убийство следует за убийством, ГГ азартно рубится в компьютерную игру «Деспот» (умиляют описания архаичных компьютеров и восторги, расточаемые 486-м процессорам), рыщет в поисках нездоровых сенсаций, иногда вспоминая становящиеся всё более и более занятными к концу книги подробности из своего далёкого и не очень прошлого. Таким образом, за сюжет ИБ можно поставить 8 - просто, но со вкусом.
Язык, как я уже упоминал, вызывает двоякое впечатление. С одной стороны, ИБ - выдающийся стилист, который может создавать густой размеренный текст, насыщенный фантасмагорическими описаниями («Взгляд с наветренной стороны»), наполнять произведения дикой, но остающейся внутренне упорядоченной (что не дано практически никому из известных мне современных отечественных постмодернистов) лексикой («Мост», «Безатказнае арудие») или, как в данном случае, бойко лепить простой текст, сильный именно в своей чёткости и краткости. С другой, хотя это, скорее, вина издателя, не оставляет впечатление, что такого рода книги ты уже читал сотнями и тысячами. О том, что автор - ИБ, можно догадаться только по утончённому насилию, заполняющему страницы.
После «Пособника» даже маразматическая корректура, которой подверглись книги цикла «Культура», вспоминается чуть ли не с умилением - уж больно она забавна и, следовательно, оригинальна, пусть и в силу своей безобразности. Слог - 5.
Диалоги персонажей обычны, нет смысла на них останавливаться. Никакого утончённого юмора в книге я не заметил. Крепкая работа, ничего лишнего, ничего особенного. Прямая речь и диалоги - 7.
К плюсам также отнесу оригинальное насилие, характерное для ИБ (хотя многим может не понравиться и их нельзя в этом винить) и легкость чтения в целом.
Минусы - непонятная мне насыщенность текста различными брендами. Музыкальные группы ещё куда ни шло, но перечисление марок автомобилей, компьютеров и ножей иногда напрягает. ИБ не Эллис и язык брендов не его стихия.
Итог: книга читается только ради сюжета, оригинальностью не блещет, но затягивает и не отпускает до самого конца. Средний роман для ИБ, но на общем уровне выходящей сейчас современной прозы несколько выделяется.
Читайте Иэна Бэнкса. И Иэна М. Бэнкса тоже.
Оценка - 7.