Amazonia, роман, 2002 год.
Перевод на русский: Н. Парфенова.
Аннотация:
В джунглях Амазонии находят белого человека с отрезанным языком. Он умирает, успев передать миссионеру жетон с именем Джеральда Кларка, спецназовца армии США. Джеральд Кларк был агентом разведки и пропал в Бразилии четыре года назад вместе с экспедицией, организованной специалистом по тропическим растениям Карлом Рэндом. Какие тайны хранит в своих девственных лесах эта самая загадочная область земного шара? Где находился Кларк целых четыре года? И какая судьба постигла остальных членов экспедиции?
Что вообще ожидаешь от романа с таким названием и аннотацией? Во-первых, конечно, Амазонии. То есть джунглей, индейских племен, кровожадных кайманов, болот, экзотических растений. Чтобы вместе с героями прорубаться сквозь переплетения лиан, скользить по прелой листве, вглядываясь в чащу - не мелькнул ли там силуэт опасного хищника, не пригрелась ли на солнышке опасная ядовитая тварь? Во-вторых - приключений. С этим у Роллинса все обстоит более, чем в порядке. Схватки с гигантскими крокодилами, всяческими мутировашими тварями, конечно же, со злодеями, которые так и мечтают отправить героев книги на тот свет; перестрелки, взрывы напалмовых бомб, борьба с анакондой на первых же страницах - все это не дает заскучать читателю. Написано хорошо, многие эпизоды так и тянет увидеть воочию на большом экране. Самое главное, что вроде бы и знаешь, что все хорошо закончится и основные персонажи выберутся из дебрей Амазонки живыми и невредимыми (разве что немного поцарапанными), но все равно невольно переживаешь за их судьбы. Умеет Роллинс хорошо написать приключенческую часть.
Еще в подобных книгах важна Тайна.
Именно так, с большой буквы. Что-нибудь эдакое, загадочное, что будет заинтриговывать на протяжении большей части книги. Тут тоже все в норме. «Амазония» нам расскажет о приключениях небольшого сборного отряда из военных и нескольких специалистов, которые отправились в джунгли, чтобы разыскать пропавшую несколько лет назад экспедицию. Просто так, конечно, никто не будет тратить деньги и время, и рисковать жизнями, чтобы разыскать нескольких людей, с момента исчезновения которых прошло уже четыре года. Должна быть причина. И она есть - выбравшийся из джунглей Джеральд Кларк, один из потерянных. Человек, у которого вместо некогда утраченной руки выросла новая. Что за чудесное средство регенерации таят в себе амазонские джунгли? Что произошло с остальными членами пропавшей экспедиции? Что за таинственное племя бан-али, ягуаров крови, о которых амазонские племена говорят только шепотом? Кларк умирает от лихорадки, и ответы на эти вопросы предстоит найти в конце длительного и опасного путешествия. Интересно, увлекает, завораживает.
А вот как раз с Амазонией, с описанием природы - одной из самых главных составляющих частей книги - Роллинс сплоховал. Внимание уделяется лишь всевозможным опасностям, что подстерегают людей в джунглях, да изредка экзотически-необычным вещам, вроде дерева-муравейника. Это вовсе не старые добрые приключения, в которых о небольшой рощице автор мог растянуть рассказ на пару страниц. Читать временами утомительно, бывает, что такие подробности и пропускаешь, но зато четко представляешь себе место действия. У Роллинса же Амазонка выглядит следующим образом: слева - высоченный термитник, справа - огненная лиана, впереди - болотистое озеро с гигантскими кайманами, а вокруг - пустошь, придумывайте-дорисовывайте сами, что хотите. Этим моментом в книге я остался недоволен. Можно было бы сделать описания и поподробнее, тем более, что свободное место найти особого труда не составляет. Я говорил в начале - лишние детали.
Роллинс не стал в своем романе останавливаться только на приключениях в Амазонке. Ему нужен больший размах, и для этого автор выпускает на свет эпидемию, которая грозит уничтожить, если не все человечество, то, по крайней мере, Южную Америку и Соединенные Штаты точно. Продирающиеся сквозь джунгли путешественники становятся единственными возможными спасителями «внешнего» мира, а значение их миссии возрастает на несколько порядков. И вот вопрос: для чего это нужно было делать, если никакого смысла таинственная болезнь сюжету книги не добавляет? Лично я не увидел ни одной логической посылки для подобного поворота. Чтобы поиграть на нервах читателя? Усилить трагизм и опасность ситуации? Так можно было бы обойтись и более приземленными средствами. На крайний случай замолчать ситуацию, а не рассказывать, что происходит с родственниками отправившихся в поход людей. Неизвестность на самом деле страшит больше, чем статистика зараженных областей. В результате повествование размазывается, интрига замазывается, а вместо отличного фантастико-приключенческого романа выходит обычная развлекательная книжица. Неплохая, да, но хочется большего.
Отзыв от
Kuntc http://fantlab.ru/work46479