"Сталинград" - мыльная опера со спецэффектами

Oct 15, 2013 11:49

Я опять про "Сталинград". Вчера в Вестях наша Ксюша соловьем заливалась о гениальном кине, говорят о немыслимых сборах в первые же дни проката. Вот еще одно свидетельство очевидца.

Режиссёр нового российского фильма «о войне» Фёдор Бондарчук очень гордился тем, что его фильм рвёт с традициями советского военного кино. Но, как у нас водится, перечёркивая связь с прошлым, взамен не придумывают совсем ничего. Или ничего хорошего.


В случае с фильмом Бондарчука разрыв с традициями великого кино на деле означает не производство фильма с мыслью нового времени, а яркая картинка без смысла вместо достойной истории, хорошей актёрской игры и патриотизма (без которого, кстати, хорошее военное кино немыслимо ни в одной стране мира). В наше время спецэффекты делать просто. Но если в них нет души, если внутри них не теплится история, которая трогает зал, я обычно называю фильмы дурными. Особенно, если такой фильм гордо именует себя исторической драмой. Видимо, нет поводов делать поблажки и отечественному кино.

Грустно, когда великое кино прошлого не переходит в великое кино будущего, а демонстрирует нечто совсем пустое в яркой обёртке. Ощущения остаются дурные именно потому, что чувствуешь себя обманутым. За стеной яркости в «Сталинграде» ровным счётом ничего нет. Аудитория соответствующая. Молодая, попкорновая. Пожилых нет (для них это кино слишком дорого, даже если захотели бы прийти). Огромный первый зал «Октября» на воскресном сеансе премьерных выходных почти пуст.

В фильме характер и какая-то история, делающая персонажа живым, по странному стечению обстоятельств есть лишь у главного героя немца. Остальные пустые, без всякой истории. Бондарчук по непонятной мне причине снял полноценный фильм про немецкого офицера и его сталинградские переживания. Про советских солдат в фильме только короткие рассказы закадровым голосом Фёдора Бондарчука, который ко второй половине уже начинает сильно надоедать, как в качестве переводчика, так и в качестве рассказчика. Тем более, на фоне его рассказа лишь карикатурные, холодные, неживые персонажи.

Сопереживаний и эмоций фильм не вызывает. Молчания и всхлипов, подобных тем, что были на «Брестской крепости», фильму не видать. Закадровый текст - тоже слабый и полон ляпов в духе «Погибли нелепо». Зачем снимать такое кино в России, на государственные деньги, да ещё и отправлять от нашей страны на премию «Оскар» - не очень понятно.

Фильм Бондарчука: ругать нельзя хвалить. Он никакой
Фильм "Сталинград" Бондарчука рекомендован к номинированию на "Оскара"

Создатели фильма, видимо, не в курсе, что к 42-му году Красная армия, закалённая в тяжелейших боях, стала одной из лучших армий в мире и в истории (к 43-44-му она, безусловно, была уже лучшей). У Бондарчука же её бойцы занимаются не тактикой и стратегией, а какой-то непонятной истерикой. Например, бессмысленно штурмуют площадь перед домом вместо того, чтобы минимизировать потери, выполнять приказ и охранять дом.

При этом главный истерик - разведчик, представитель элиты советской армии. Разведчики отличались хладнокровием и поразительной выдержкой. Здесь же он занимается истерикой, расстрелом без суда и прочей ерундой, напоминающей действия вздорного мальчишки. Как парень попал в разведку - не очень понятно.

Под стать ему и остальные бойцы. Вместо обороны они проводят операцию по доставке ванной под пулями, убийством мирных жителей (за которое в реальной Красной армии они быстро схлопотали бы трибунал и расстрел) и красиво, героически умирают без всякого смысла.

Поверх этого лишь спецэффекты ради спецэффектов. За ними ничего нет, поэтому и качество их не особо трогает. Это не творчество, это красивая картинка. К сожалению, для нашего зрителя - весьма пустая. Есть шанс, что немцам фильм понравится больше, чем русским. Собственно, судя по трейлеру на английском, на зарубежную аудиторию фильм по большей части и рассчитан. Как драма про немецкого офицера, влюблённого в русскую женщину, может быть, вполне сойдёт, хотя и здесь много не слишком понятных натяжек.

К реальной истории это не имеет никакого отношения. Намёк в фильме явно идёт на знаменитый Дом Павлова, который стал одним из символов умения и отваги бойцов Красной армии во время Сталинградской битвы. Из 31-го защитника дома погибли всего трое и немцы его взять так и не смогли. У Бондарчука же дом держится достаточно долго не в силу тактических и стратегических способностей русских, а лишь оттого, что немцы (в реальности знаменитые своей организованностью) в фильме выглядят какими-то раздолбаями и идиотами. Даже главный герой (немецкий офицер), которому выписывают так много реверансов, весь фильм бессмысленно ходит по городу и приводит пленного с ножом, не удосужившись его обыскать, напрямую к своему командующему.

Такое впечатление, что сценарист - немец и попытался рассказать о русских в Сталинграде своими глазами. Безрассудные, полузвериные, руководимые инстинктами, недисциплинированные, везучие, героические и крикливые. Именно такими картонными их описывали немецкие солдаты в своих письмах домой (даже про горящих, но продолжающихся сражаться советских солдатах было именно там). Но даже они проявляли к ним несколько больше уважения, как к умелым солдатам, чем делают это создатели «Сталинграда».

Фильм - старая, уже знакомая нам по «Девятой роте» песня про бессмысленную войну, никому не нужные бои и смерти. Нам не рассказывают о том, что немцам нужно было взять Сталинград во чтобы то ни стало, ибо его невзятие означало верное поражение в войне, а взятие - шанс на вторую фазу. И о том, что Сталинградская битва стала решающей в одной из самых принципиальных войн в истории человечества, не рассказывают тоже.

В реальности город стал символом Советской страны, символом войны и русского сопротивления, символом победы над фашизмом, который известен всему миру. Именно он своей битвой советских граждан за каждую улицу города, за каждый дом, этаж и квартиру (так было не только в Доме Павлова, а по всему городу) показал, почему мы победили и что означает знаменитая фраза: «Русские не сдаются!» Бондарчук же по смыслу произвёл нечто похожее на знаменитый ребрендинг с переименованием Сталинграда в Волгоград.

Лучше всего фильм харатеризует его звуковое сопровождение - звуки есть, а музыки не получается. Песни из советских военных фильмов стали классикой на все времена. Здесь - только громкие звуки, местами удачные мотивы, но ничего связанного в единую, звучную мелодию, способную стать популярной песней хотя бы сегодня, не говоря уже о том, чтобы остаться в вечности. Покуда «новое слово» в отечественном кинематографе будет таким же бессмысленным, мы будем смотреть советское кино. На юбилей Сталинградской битвы, на радостное 9 мая и горькое 22 июня.

Александр Феникс

Previous post Next post
Up