Все-таки интеллигентнейший и чрезвычайно вежливый Юрий Васильевич Крупнов - настоящий революционер. Пусть даже на митингах он не призывает страстно свергнуть или сокрушить, его предложения, деловые на первый взгляд, куда круче филиппик радикальных политиков, прямолинейных и подчас крайне поверхностных.
И дело даже не в семи революциях, которые он предлагает (
http://krupnov-fenomen.livejournal.com/1455.html ,
http://krupnov.livejournal.com/204300.html ). В данном случае «революционная» упаковка вполне деловых социально-экономических и политических проектов может сойти за хорошо продуманный пиар-ход, ибо в нынешней действительности заинтересовать своими предложениями большой бизнес и власть можно только шоком малой и средней степени. Большой шок - излишество, ибо его последствия могут быть непредсказуемыми. Посему Юрий Крупнов стелет очень мягко жесткую постель.
Не так давно о революционности одного из его предложений шумел уважаемый священник Александр Шумский (
http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/20/zachem_krupnov_prizyvaet_ocherednuyu_russkuyu_revolyuciyu/ ). Однако батюшка, возмутившийся предложением переноса столицы России на Дальний Восток был, прямо скажем, мало убедителен и не обременил свой текст пространными доказательствами своих контраргументов. И по-настоящему Юрия Васильевича в радикальных замыслах так и не уличил. Можно даже сказать, он подыграл Крупнову, дав ему возможность намного более убедительно ответить и тем самым «вчистую»выиграть дискуссию.
Но речь сейчас не декларируемой радикальности семи революций Юрия Крупнова. Те семь революций, по признанию их автора сугубо созидательные. И мы говорим даже не о претензиях в его адрес со стороны отца Александра (Шумского). Речь об инициативе Юрия Васильевича, выдвинутой во время недавнего Московского экономического форума, способной взорвать существующую экономическую модель. А именно - о предложении возродить Госплан путем придания создаваемому Совету по промышленной политике при Президенте РФ функций, которыми было наделено главное экономическое ведомство Советского Союза (
http://krupnov.livejournal.com/697905.html ).
Госплан в СССР, как известно, был органом, осуществлявшим общегосударственное планирование развития всего народного хозяйства страны, а также контролировавшим выполнение народнохозяйственных планов. Надо ли говорить, что полномочия этой структуры были колоссальными - по ее представлению летели головы (в смысле лишались должностей) руководителей предприятий, а некоторые из проваливших выполнение планового задания могли попасть под недремлющее око правоохранительных органов.
В условиях, в страну пришел не просто кризис, а как минимум большой кризис, если не катастрофа, у нового Госплана полномочия могут самые широкие, вплоть до чрезвычайных. Нет, ЧК он, конечно, не уподобится, но представления с далеко идущими последствиями на злостных нарушителей экономической дисциплины он, возможно, направлять будет. Ведь действовать придется именно в чрезвычайных условиях. Когда возможны весьма жесткие не только чисто экономические «зачистки», но и отправка саботажников под суровые очи людей в судейских мантиях.
И это можно понять - ведь решать задачу по импортозамещению придется в течение ближайших двух-трех лет (
http://www.pravda.ru/news/politics/authority/kremlin/28-07-2014/1218662-putin-0/ ). Данные темпы вполне можно сравнить со сталинскими пятилетками, когда страна ударными темпами создавала целые отрасли промышленности. В то же время за годы неолиберального варварства в России были фактически уничтожены целые отрасли промышленности. И теперь придется их создавать заново. Мягкой силой тут явно не отделаешься. Потому что столь радикальное изменение модели экономики потянет за собой и глубокие социально-политические изменения. В то же время вокруг «экономики трубы» сформировался обслуживающий персонал, часть из которого получает пусть и не сверхвысокие, но весьма приличные доходы (
http://www.kroupnov.ru/pubs/2005/03/15/10225/ ). Эта публика и составила основу «рассерженных горожан» на Болотной площади и попыток ее продолжения в дальнейшем. И данная обслуга спокойно наблюдать за потерей своих денег точно не станет. В Лондон или Париж ей не хватит денег и «лыж», и она снова пойдет негодовать. Кстати, сам Юрий Васильевич предупреждает о том вменяемую часть российской элиты: начавшаяся на Украине открытая битва за Евразию (важнейшим элементом которой является новая индустриализация страны может завершиться либо сменой режима в Киеве, либо майданом в Москве (
http://krupnov.livejournal.com/680920.html ).
Чтобы по-тихому обуздать сопротивление этих людей потребуется, по признанию самого Крупнова, «высокая управленческая культура» (см. ссылку выше). Но о такой культуре еще можно было говорить на закате советского периода, когда во власти еще сохранялись управленцы, обладавшие ею. Сегодня таких днем с огнем не сыскать. Как показали политические события последних лет, власть у нас склонна к принятию простых решений - либо кнут, либо пряник. Без всяких там хитроумных комбинаций. «Дай Бог, чтобы обошлось без репрессий и насилия - заметил Юрий Крупнов в своем интервью экспертному каналу «Открытая экономика» (
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=55733 ). - Но для этого нужна очень высокая управленческая культура». Которой сегодня нет, остается добавить. Перефразируя известного политического златоуста, хотим как можно мягче, а будем делать как всегда.
Разумеется, все написанное выше является версией автора этого текста. Мне лично всегда было интересно, как интеллектуалы могут превращаться в жестких исполнителей грандиозных проектов. Отечественная и мировая история знает немало примеров подобного рода. Я сейчас речь веду не о жесткости и о том, насколько она оправдана. А о мотивах и ее идейном обосновании.
Как бы то ни было, госплановское предложение Юрия Крупнова дает основания полагать, что в глазах общественности его переход от чисто теоретической проектной рефлексии к практическим делам в суровой реальности состоялся. Дальше, полагаю, будет еще жестче. Еще интереснее.