При всей идеологичности анализ Юрия Магаршака по рынку нефти хорош - см. ниже.
То есть цены на нефть не только перестали расти, но и пошли вниз.
Это показывает то, что всего за полгода ещё раз произошёл резкий сдвиг ситуации в российской экономике.
Напомню, 12 февраля т.г. в ходе совещания с участием ряда членов Правительства Президент России сделал сенсационное заявление, оставшееся неотмеченным: «… Мы все считаем, что прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают уже, мягко говоря, не так эффективно, как раньше. Потому что всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители. Они у нас держатся на хорошем уровне, но такого роста, как прежде, нет, и источник этот себя исчерпал, можно сказать…».
Эту сенсацию пропустили - а ведь Главой государства был зафиксирован тот фундаментальный факт, что экономический рост в России возможен только исключительно при росте цен на нефть и вслед росту цен на нефть, то есть экономика России является функцией от цены на нефть.
Теперь же цены ещё пошли и вниз.
Тут уже припарками к нашей антиэкономике не обойтись.
Из необычного поведения цен на нефть, их падения следует одно - необходима принципиально иная, новая экономика - проектная экономика развития.
Проектная экономика развития (ПЭР) - это соединение нацеленности на эффекты развития, а не роста, на основе и за счёт проектирования новых систем производства сверхстоимости.
Такую новую экономику не продвигают сегодня ни наши неолибералы, ни дирижисты-государственники.
Первые совсем не понимают развития, и не умеют проектировать, поэтому в стране критический дефицит проектов.
Вторые, как Сергей Юрьевич Глазьев, например, не понимают проектирования (так, у них тот же новый технологический уклад должен как бы сам появляться и являться, поскольку, мол, "волны Кондратьева" - а не проектироваться) и не умеют организовывать развитие.
Ну, что ж, пришло время проектной экономики развития, только так можно предотврарить экономическую Катастрофу 2014, о которой я
писал ещё три года назад ...
Юрий Магаршак
пишет:
"На мировом нефтяном рынке уже несколько недель подряд продолжают падать цены,констатирует известная немецкая газета деловых кругов Handelsblatt, и это несмотря на то, что случились украинский кризис, израильско-палестинский конфликт, а исламские радикалы, захватив часть Сирии и Ирака, объявили о создании собственного государства. В прежние времена очаги международной и региональной напряженности обычно играли роль допинга для цен на нефть, сейчас же наблюдается стабильное снижение. Так, баррель норвежской нефти сорта Брент опустился на этой недели ниже 100 долларов...
Попробуем осмыслить аномальное поведение цен на нефть. Потому что поведение нефтегазового рынка августа-сентября 2014ого настолько же странно, как если бы лошади летать начали. Или луна превратилась бы в солнце. Или после заката начинался б рассвет. Рынок похоже совсем не боится угроз исламистов в Ираке создать Халифат, и перспективы сокращения российских поставок нефти и газа, которыми Европу стращает Россия. Но как может такое быть? Тем более в приближенье зимы!
А вот как. Эпоха зависимости от нефтедобывающих стран (таких как ОПЕК и Россия) и поставщиков газа на мировой рынок (таких как Нигерия и Россия) кончилась. Глобальная потребность в нефти началась с изобретения автомобилей, топливом для которых являлся бензин. Добыча нефти и газа в течение более полувека не требовали высоких технологий. Они были просты - сравнительно с самолетами и автомобилями, потреблявшими продукты переработки нефти. Ситуация изменилась в последние десятилетия. Возникли высокотехнологичные методы добычи газа из сланцев. Которые позволили США рывком увеличить добычу газа за несколько лет в несколько раз и выйти по производству газа на первое место в мире. И это далеко не предел! В случае необходимости за год-два США могут нарастить объем производства газа настолько, что сможет обеспечить Европу - в случае, если Россия объявит Европе энергетический бойкот «в качестве несимметричных ответных мер». Технологии добычи нефти, имеющиеся в распоряжении США и Европы, соответствуют пятому (эра компьютеров) и шестому (эра нанотехнологий) промышленным укладам. Однако ввод их откладывался и задерживался искусственно - в противном случае избавление от зависимости от арабской нефти, равно как и от возможных Российских шалостей (которые можно было спрогнозировать во время «принуждения к миру Грузии») могло бы осуществиться несколькими годами раньше. Народы Америки и Европы не знают, что 25-30 процентов рыночной цены нефти определяется биржевыми спекуляциями и перепродаже нефти пока танкеры плыли из Персидского Залива в порт назначения. Слишком много могущественных людей были заинтересованы в этой игре чтобы ее поломать. Влияние Саудовской Аравии на США с годами стало не меньшим, а возможно и большим, чем влияние США на Саудовскую Аравию. Однако все эти отношения находились в зыбком балансе..."