Визовый режим для стран Средней Азии: "за" и "против"

Sep 19, 2013 16:51


Аналитика
16:50 19.09.2013 | общество

Визовый режим для стран Средней Азии: "за" и "против"


До дня единого голосования казалось, что главным итогом авантюрной истории вокруг "самых честных" выборов мэра Москвы станет окончательная демаргинализация националистической повестки, по крайней мере, ее прагматической части. Кроме пиар-трюков с перемещением по столице масс нелегальных мигрантов и превращения вьетнамцев в таджиков и наоборот, делались и конкретные, достаточно важные заявления. Так, о введении визового режима с сопредельными государствами - бывшими азиатскими республиками СССР - не говорили, пожалуй, только коммунисты. И власть, и те, кого до выборов было принято называть несистемной оппозицией, активно использовали лозунг националистов о визах в своей агитации. При этом активнее всех играл на националистическом поле и требовал введения визового режима кандидат от власти - Сергей Собянин. Однако после объявления результатов выборов тема ушла. Судя по всему, инициативу Собянина попытались спустить на тормозах, как мешающую процессам интеграции на постсоветском пространстве.

Но сигнал от власти, так или иначе, был получен, и многие из тех, кто ранее выступал против визового режима, вдруг обнаружили в этой инициативе положительные черты, а "говорящие головы" от националистов и вовсе заметно приободрились. Тем более, что спустя неделю после выборов инаугурированный на пост мэра Москвы Сергей Собянин повторил свои предвыборные лозунги на "Валдайском клубе", заявив, что по-прежнему выступает за введение визового режима со странами Средней Азии. Общую воодушевленность масс столичной интеллигенции по этому поводу не развеяли и слухи о том, что в Правительстве резко отрицательно отнеслись к идее введения визового режима, предупредив, что подобные инициативы мешают интеграционным процессам на постсоветском пространстве, которые, будто назло интеллигенции, и не собираются останавливаться. Недавно желание вступить в Таможенный союз высказала Армения. Логично, что сама идея Таможенного союза и Евразийского союза снова стала объектом насмешек, теперь уже не только как эфемерная идеологическая конструкция, но как блажь, мешающая торжеству здравого смысла - жесткому контролю миграции во благо всех граждан.

Между тем, по мнению ряда экспертов, проблема ввода визового режима и срыв интеграционных процессов на постсоветском пространстве - проблемы, которые выходят за рамки сугубо прагматичного представления о пользе внутриполитической и экономической. По сути, введение виз будет означать цивилизационный, философский и геополитический выбор - решение вечного вопроса России: Запад или Восток. Особенно ярко это проявляется на фоне переговоров с Евросоюзом об отмене визового режима для России, к которому власть, что интересно, стремится с той же настойчивостью, что и к созданию Евразийского союза. При том, общеизвестно, что в случае формирования единого пространства в Евразии, Европа уже не пойдет на открытие границ. И если раньше неизбежное решение философского вопроса - скифы мы или европейцы - вяло то приближалось, то отдалялось благодаря волоките евробюрократов и бюрократов стран СНГ, то теперь с усилением значения националистической повестки вопрос стал ребром.

Что интересно, новость о возможном введении визового режима вызвала ажиотаж не только среди креативных граждан и либеральной общественности. Многие представители патриотического и консервативного крыла также встретили инициативу неподдельным интересом. Зампред "Российского общенародного союза", националист Иван Миронов и глава "Движения развития" Юрий Крупнов рассказали Накануне.RU о том, нужно ли вводить визовый режим со странами Средней Азии.


Российский общественный деятель, писатель, кандидат исторических наук Иван Миронов:

- Для начала, если мы говорим об интеграции, то мы имеем в виду врастание приезжих рабочих в существующий социум, а то, что происходит сегодня - экспансия на территорию Российской Федерации.

Проблема в том, что если сегодня будут действовать законы, которые существуют, без коррупционной составляющей - проверка медицинских документов, языковые фильтры - то эта интеграция реально бы шла. Исполнение закона позволяло бы людям врастать в наше общество, а 80% всего миграционного потока можно было бы легко остановить. Однако ничего подобного не происходит. Более того, сегодня ФМС даже не обладает информацией о количестве мигрантов в России. Технически механизмы этого учета даже не созданы. Миграционные карты, которые заполняют приезжие, когда пересекают границу поездом или на автомобиле, элементарно не читаемы. А 2% приезжих, которые прибывают по воздуху и реально учитываются - мелочи, потому что все остальные 98% - очень условные цифры, которые дают пограничники и ФМС.

Поэтому даже если сегодня эти фильтры, определенные законом, будут работать (языковые и медицинские), еще можно будет исправить ситуацию в стране. Но они не работают. Исполнение закона наталкивается на противодействие чиновников.

Таким образом, единственное, что может исправить ситуацию - визовый режим для азиатских стран.

Почему интеграция - самоценность? Послушайте, чем мы хуже Европы? Почему мы уверены, что мы застрахованы от ее проблем? Вот мы говорим об интеграционных процессах, но посмотрите на цивилизованный интеграционный процесс, который идет в Европе! У них все делается по закону и то они воют, потому что миграционная политика, основанная на привлечении неблагополучных слоев населения из других стран, привела к насаждению антинациональных культур. Не происходит никакая интеграция - происходит создание национальных анклавов, которые живут по собственным законам и правилам и в силу собственного менталитета. И у нас произойдет то, что мы видим в Европе сейчас. Ведь сегодня и у нас нет никакой интеграции, есть экспансия, многомиллионная и очень жесткая. Кто приезжает в Россию - те, кто не нашел себя на родине. Они едут сюда заниматься неквалифицированным трудом, забирая рабочие места у коренного населения, или криминалом.

Это очень умозрительная идея - Таможенный союз. Спросите у любого на улице, что такое Таможенный союз, вы вряд ли получите вразумительный ответ. Но каждый день наши граждане сталкиваются с этническим криминалом, они не могут конкурировать у себя в стране с людьми, которые работают за еду и за 100 долларов. Причем эти деньги, колоссальные миллиарды долларов, которые в общей массе составляют паек мигрантов, не остаются в стране - все деньги уходят за рубеж. В Китай, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан.

С рабской силой невозможно конкурировать, потому что раб работает за еду. Ни один коренной житель России не пойдет работать за еду. Есть достоинство, есть обязанность кормить семью.

Здесь надо исходить из того, какой мы хотим видеть Россию через 10-15 лет. Если мы хотим, чтобы коренные народы нашей страны имели будущее и являлись лицом России, то форточки и двери надо закрывать. Если мы говорим о формировании нового этноса, который ничего общего не имеет со славянским народом - давайте открывать все шлюзы.


Глава "Движения развития", председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

- В 2015 г. в России введут въезд по иностранным паспортам, которые удовлетворяют всем международным требованиям: биометрика и прочее. Это более чем достаточная мера для учета мигрантов, и дополнительных усилий здесь не требуется. Введение виз с точки зрения строгости режима и отсечения нежелательной миграции по большому счету ничего не изменит. Да, строгость режима, да, отсечение нежелательной миграции, но все это 1-2% эффективности.

Давайте включим разум. Зачем нужен визовый режим? Для учета миграции и только. Слушать рассказы о том, что он позволит уменьшить количество въезжающей в страну трудовой силы, я не хочу. Пусть те, кто мне об этом рассказывают, сначала изучат мировую практику. В Америке 22 млн мигрантов, а визовый режим строжайший действует. Что касается численности, то мы и так знаем, сколько мигрантов в стране. Общие данные - 4 млн человек. Или вам нужна именно точная цифра? Что собираетесь делать с этой информацией? Ловить и высылать домой? Да вы весь бюджет уведете на финансирование полиции. И огромные вливания средств не дадут при таком раскладе эффекта, потому что где вы столько возьмете кадров: информаторов, инспекторов, полицейских, которые будут бегать по селам и заглядывать в каждый дом. А представьте, во что превратятся посольства, например в Таджикистане. Миллион человек только к нам въезжает, а это минимум 2 млн заявок на визы надо рассмотреть. И не тяп-ляп - людей надо проверить, а не просто штамповать печати. Это будет посольство, похожее на гигантскую гидроэлектростанцию. Занимать оно будет полгорода. Только вот толку никакого, просто вся страна будет работать на полицию, которая ловит мигрантов, и на МИД, который выдает визы. Мы станем первой в мире промышленной державой, главной отраслью которой будет выдача виз.

Кроме того, визовый режим дает во много раз больший повод для коррупции, чем тот режим, что есть сейчас. Просто поспрашивайте за рубежом, что такое визы и как они покупаются и за какие деньги. Визовый режим - идея людей некомпетентных, которые любят простые истории, простые решения сложных проблем и не заботятся о последствиях.

Въезд по иностранным паспортам - мера более чем достаточная для учета мигрантов. Визы же полезны только с точки зрения психотерапии для националистов.

Это цена вопроса. А теперь давайте посмотрим, что мы теряем, если вводим визовый режим.

Введение виз окончательно закроет Россию и превратит ее в одну из этно-национальных республик бывшего СССР. Этот шаг сделает бесперспективным развитие России как продолжателя советской традиций объединения пространства. Таким образом мы ставим крест на Евразийском союзе. Одно это не только делает идею введения виз бессмысленной, но и предельно вредной. Люди, которые требуют введения виз - требуют завершения интеграции и конца проекта Евразийского союза.

Если мы последуем за этими людьми - мы сделаем геополитический и философский выбор в сторону Запада. Мы выберем абсолютно западнический путь.

Националисты и их подпевалы - апологеты идеи введения виз - любят говорить, что Россия еще не прошла этап формирования национального государства, и его надо начинать строить, чтобы этап этот пройти - визовый режим с сопредельными государствами - удобное начало. Вот это идеологическая база для русского национализма - это очень конкретный выбор, который убивает, на мой взгляд, русско-российскую цивилизацию и будущее страны.

Но знаете, давайте не будем пиариться на вопросах миграции и том, что государство не может решить эту проблему.
 Да, проблема очень острая. И минимум пять лет прошло с тех пор, как она стала острой. Но националисты спекулируют на том, что власти не только ее не решают, но и своими решениями, например, концепцией миграционной политики, принятой летом прошлого года, ее усугубляют. Лозунги власти про то, что чем больше мигрантов, тем лучше России, что они, прибыв в страну, улучшат демографическую ситуацию - это за гранью добра и зла. На самом деле все наоборот: миграция и мигранты убивают Россию. Но и националисты убивают Россию. Либералы и националисты дополняют здесь друг друга творчески. И в этом тандеме последние хуже любых госдеповских наймитов.
Иван Зуев

миграционная политика, визы, националисты, миграция, граница, демография, русский национализм, госграница

Previous post Next post
Up