Об индустриальном будущем Новокузнецка и Сибири - рецензия А.Н. Полухина на наш доклад по Сибири

Sep 16, 2013 22:11

Спасибо Андрею Николаевичу Полухину за содержательный отклик на наш доклад по Сибири - "Сибирь - новая Центральная Россия, или Как Юг Западной Сибири станет центром новой индустриализации".
Прочитать и скачать доклад можно здесь, здесь или здесь.
И очень важно, что первый содержательный отклик пришёл из Новокузнецка Кемеровской области, города-загадки.
Хочу в Новокузнецк...

Оригинал взят у an_poluhin в НЕМНОГО О СТАТЬЕ ЮРИЯ КРУПНОВА И ИНДУСТРИАЛЬНОМ БУДУЩЕМ СИБИРИ И НОВОКУЗНЕЦКА
Новокузнецкое Интернет-телевидение перепечатало статью российского аналитика Юрия Крупнова krupnov под названием «Новокузнецк может стать экономической столицей России. Предложение московских ученых» Статья у местной публики вызвала больше иронию, чем серьезное отношение. А зря! Все глобальные проекты, как правило, начинаются с теоретических вещей, которые порой обсуждаются весьма длительное время. Идеи перед воплощением должны сперва овладеть массами. Да и много ли в окружающем пространстве концепций, насущных проектов, которые помогают правильно понимать перспективы страны, могут уместиться в головах сильных мира сего, от которых зависит их реализация? До этих голов надо ещё суметь достучаться.

Любопытно другое, история Новокузнецка как индустриального центра началась как раз с длительного обсуждения подобных идей. Ещё Д.И. Менделеев озвучивал идею смычки кузнецкого угля и уральской руды. До революции этот проект реализовывал Копикуз. А с первых лет советской власти пропагандистом Урало-Кузнецкого комбината стал В.И. Ленин. Предполагалось руду везти с Урала в Кузбасс, а обратно, чтоб не порожняком, уголь. Много было споров, критики, альтернативных проектов, но в 1932 г. в Магнитогорске и Сталинске (Новокузнецке) были запущены крупнейшие металлургические комбинаты. В итоге, и это парадоксально, идея Урало-Кузнецкого комбината провалилась практически сразу (хотя уголь с Кузбасса до сих пор немало возят на уральские предприятия, в том числе и металлургические). Оказалось, что на Магнитку дешевле, проще и ближе возить уголь с соседнего Казахстана. Руды Горной Шории оказались не настолько богаты для полноценной работы новокузнецкой металлургии… Однако никто не может утверждать, что реализация проекта крупного металлургического центра в Новокузнецке была зазря. Его спасительная роль в годы ВОВ (треть всех танков из нашей брони…), ключевая роль в индустриализации Сибири (металл основа для промышленного производства и строительства в других городах)… Очевидно и то, что ничего этого могло и не быть.

Статья Ю.В. Крупнова продолжает традицию русской школы геополитики. Основатель евразийства П.Н. Савицкий в статье «Континент-океан. (Россия и мировой рынок)» великолепно обосновал важность внутриматериковых экономических связей для России, где она имеет естественные географические и хозяйственные преимущества. «Ибо то, что в экономическом смысле дает океан, соединяя, например, Англию с Канадой, как страной пшеницы, Австралией, как страной шерсти, Индией, как областью хлопка и риса, то, - писал П.Н. Савицкий, - в пределах Российского мира дано континентальным сопряжением русских промышленных областей (Московской, Донецкой, Уральской, а в потенции также Алтайско-Семиреченской), с русскими черноземными губерниями (пшеница), русскими скотоводческими степями (шерсть) и "русскими субтропиками": Закавказьем, Персией, Русским Туркестаном, а в потенции также Туркестаном Афганским, Китайским и Кульджей (хлопок и рис)...». Статья же Ю.В. Крупнова дает нам конкретную схему такого внутриконтинентального взаимодействия. Жизненная необходимость этих факторов экономического развития хорошо отражена в текстах этих двух авторов.



Для регионального, кузбасского среза весьма любопытна вот эта цитата Ю.В. Крупнова: «Для мобилизации и интенсификации геокультурных и социально-экономических процессов Юга Западной Сибири следует построить новую транспортно-логистическую платформу. По широтному направлению платформу будут составлять крестообразная высокоскоростная железнодорожная магистраль Омск-Красноярск/Томск-Новокузнецк со скоростью в 300-600 км/час, и пронизывающие макрорегион высокоскоростные шоссе…». Нашим доморощенным кемеровским чиновникам вот бы ухватиться за продвижение этих идей! Такая логистическая структура высокоскоростных железных дорог имеет точку вероятного пересечения в Кемерово. Сами понимаете, что это такое! Это попытка отобрать у Новосибирска статус регионального транспортного узла! Естественно, ни Новосибирск, ни Барнаул этими прожектами не будут вполне довольны. Они будут всячески этим планам сопротивляться. Но если повезет, город Кемерово получит исторический шанс для дополнительного успешного развития. Причем существование мощного, густонаселенного Новокузнецка (миллионная агломерация) будет основой незыблемости этой конструкции. А высокоскоростную дорогу я бы на юг от Новокузнецка продлил на Бийск и Горный Алтай к курортным, туристическим местам. Впрочем, у этой схемы Ю.В. Крупнова есть недостаток. Опять выпадают из освоения южные районы Юга Западной Сибири по линии Барнаул-Новокузнецк-Абакан, которые и так страдают от транспортной обездоленности. А ведь именно этот регион самый благоприятный по климату и для проживания человека уголок Сибири. Так называемый «оригинальный линейный город Омск-Новосибирск-Красноярск - город Сибстрим» проигрывает ему по среднегодовой температуре на 1-1,5 градуса, а это где-то 30 дней разницы в вегетационном периоде со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Андрей Полухин

Новокузнецк, Кемеровская область, Сибирь, Новый Средний Восток, евразийское развитие

Previous post Next post
Up