Интересный пост Глеба Владимировича Тюрина про местные сообщества как основу "русской матрицы" - см. ниже.
Да, подъём жизни и развитие местных сообществ - сверхзадача, поэтому для нас, Движения развития и Института демографии, миграции и регионального развития именно районный уровень является базовым.
Но в то же время считаю, что технологическая основа "русской матрицы" в "сшивании" местного, муниципального, районного уровня с федеральным. Иначе получается курс на анархию местной жизни и отделение населения, проживающего в районах, от государства.
Оригинал взят у
gleb_tyurin в
Русская матрицаНаша задача создать, построить русскую матрицу, СПОСОБНУЮ в частности ВЫСТРОИТЬ и МЕХАНИЗМЫ И СТАТЬ ОСНОВОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ. Что такое РУССКАЯ МАТРИЦА?
Итак, на повестку выходит такой вопрос
: сможем ли мы интегрировать приезжающих в страну мигрантов.
Чтобы ни происходило, нам теперь (и дальше - навсегда) придется жить в стране, в которой будет много мигрантов, и их будет становиться лишь больше. Вне зависимости от того, какие это мигранты, - внутренние, внешние, - нам нужно создать условия для того, чтобы эти люди были интегрированы. И от того, сможем ли мы это обеспечить, будет зависеть судьба страны. Невозможность интеграции означает колоссальные проблемы, и это будет означать не только рост конфликтов, но и невозможность сохранить страну.
А если мы создадим механизм такой интеграции, то страна получает серьезный импульс для своего развития, включая в него молодую энергию новых людей вновь прибывающих жителей.
Сегодня механизма адаптации у нас нет.
А что у нас сегодня есть в этой сфере? У нас есть концепция национальной политики, сформулированная руководством страны, согласно которой русский народ является государственно образующим. Наверное, для кого-то это явится неожиданностью. И тем не менее, это так.
Вот президент В.В. Путин пишет: «Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями».
Русский народ, таким образом, является стержнем, культурным ядром, скрепляющим нашу многонациональную полиэтническую цивилизацию.
Говоря другими словами, есть русская матрица, которая оказывается несущей основой для сохранения и развития и других культур во всем их многообразии. Говоря словами нашего философа И. Ильина, « ..дать всем дыхание и великую Родину, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему»..
Замечательные слова, достойные того, чтобы быть программой действий и сегодня, не так ли?
Эта модель, эта матрица успешно работает, когда мы смотрим на интеграционные процессы на уровне страны (федерации, регионов). У нас есть сосуществующие анклавы разных национальностей - татар, башкир, калмыков, удмуртов, дагестанцев, адыгов, русских (и так далее). Есть российская государственность, есть интеграция в нее (и в страну) национальных образований. Есть общее правовое поле, общий язык, общая культура,- при сохранении у каждого своей культуры, своего языка, своего уклада. Все стройно и гармонично. Все работает. Это наше великое наследие.
Но эмигранты и их потоки находятся на другом уровне. Они приходят на уровень поселений и там меняют ситуацию. Потоки мигрантов создают новую ситуацию. Что происходит, когда мигранты приезжают, скажем, в какой-то небольшой русский город или деревню? Как выглядит интеграционный процесс в этом случае? И вот такой очень важный вопрос: во что вновь приезжающие люди граждане должны интегрироваться там?
Ответ, вроде, очевиден: в российское общество на уровне этого города или деревни (района).
А что там представляет это общество? И тут начинаются не очень радостная картина.
Выясняется, что там, в глубинке (на большей части территории России) наше общество слабое, аморфное, необъединенное, неконсолидированное.
Оно выстроено в основном по вертикали, имеет, что называется, вертикально-интегрированный контракт: связи «вверх-вниз». Мы страна патернализма. Горизонтальные связи отсутствуют или являются слабыми.
Поэтому правильнее было говорить не об обществе, а о населении, - большом количестве отдельных и разрозненных людей, которые не представляют из себя местную общину (ассоциацию или корпорацию жителей). Эти разрозненные жители уповают на власть, смотрят вверх, и ждут. Как пелось в одной песне, «ждем, ждем, ждем, мешая водку
гвоздем».
Это общество не чувствует своей силы, оно скорее беспомощно, скорей разочаровано.
У него явный недостаток энергии, нет внятных целей, вопросы с верой и устоями. Оно сегодня не видит своего будущего и не способно создавать свое будущее.
Оно ждет, что это будущее для него создаст власть.
Основная причина слабости именно в том, что это общество не консолидировано, разрознено.
У него нет ориентиров, нет целей. Поэтому оно и не активное.
Самые активные, молодые и способные что-то менять уезжают.
И уж если на то пошло, русские - главные мигранты в России. Значительная часть молодого и активного населения российской провинции из нее уезжает, мигрирует.
Это общество сегодня не может никого интегрировать, оно не готово.
И никакой русской матрицы, никакого на этом уровне сегодня нет.
И вот в эту среду, в это общество приходят мигранты. Они, в отличие от местных жителей, как правило, консолидированы. Поскольку они находятся не в своей среде, их консолидация, сплоченность усиливается. У них есть общины, диаспоры, у которых есть центр силы и связи, правила, устои, вера, цели, устремленья.
У этих людей, как правило, есть энергия. Они решились оторваться от своей земли. Это было не от хорошей жизни, это требовало напряжения сил и энергии, поэтому мигранты , как правило, - сгусток энергии. Они готовы бороться за что-то, у них есть устремленья.
Они хотят чего-то добиться, что-то получить,
Таким образом, местное население той или иной нашей территории и мигранты оказываются в разных силовых позициях. Мигранты оказываются сильнее и жизнеспособнее.
Каким образом в этих условиях происходит их интеграция мигрантов?
Сегодня нет горизонтальной организованной общности (русской общины), которая включила бы вновь приезжающих в себя, предоставила им помощь и интегрировала в какие-то свои программы и планы, ну или просто хотя бы задала какие-то жизненные рамки.
Раз ничего этого нет, то мигранты формируют свои замкнутые национальные анклавы, диаспоры, общины в которых устанавливают свои правила, нормы. А далее они стараются взять какие-то ресурсы и встроиться в вертикальные связи.
Они приносят дары, подношения (назовем это так), вступают с отдельными представителями власти в хозяйственные отношения, стремясь создать для себя зону преференций (например, договариваются о том, чтобы администрация и силовики не обращали внимания на их какие-то не совсем законные действия и т.п.).
А потом они сообща и порой жестко отстаивают свои завоевания ( именно это мы видели, скажем, на Матвеевском рынке столицы).
Это приводит к тому, что ослабевают, рвутся и без того слабые связи внутри российского общества. В частности, слабеют связи по вертикали.
Какие могут быть связи, если рушится доверие, если люди видят, что кто-то один всегда будет прав, и остальные - бесправны, если «все куплено и правды нет» (цитата из статьи Путина).
Результат - все более углубляющаяся апатия, уныние, неверие, которые идут вместе с ростом недовольства, ростом националистических настроений.
Но все эти проблемы - лишь следствия.
В основе лежит не национальный вопрос и не вопрос эмиграция.
В основе лежит вопрос социальной организации российского общества и его социальной модернизации, - такой его модернизации, чтобы оно на местном уровне было сильным и жизнеспособным и потому способным включать в себя и интегрировать волны миграции.
В основе РУССКОЙ МАТРИЦЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА.