Кто мешает Путину строить Евразийский Союз? - о приоритете Центральной Азии для России

May 20, 2013 22:54



20.05.2013

Юрий Крупнов: Строительство Евразийского Союза - очевидный приоритет президента Путина

8 мая президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации Соглашения о пребывании 201-й российской военной базы на территории Таджикистана. Соглашение заключено сроком на 49 лет, начиная с 1993 года до 2042 года, с возможностью продления срока на последующие 5-летние периоды. Таджикский парламент вопрос ратификации Соглашения пока не рассматривал, поэтому ряд обозревателей расценивает это, как некоторое охлаждение в российско-таджикских отношениях. О своем взгляде на внешнюю политику России в Центральной Азии и о мерах, могли бы привести к коренному улучшению отношений России с Таджикистаном и с другими центрально-азиатскими странами, рассказывает председатель российского Движения развития Юрий Крупнов.

- Юрий Васильевич, ряд экспертов, в том числе и Вы, резко критикует правительство за отсутствие четкой и ясной политики России в отношении центрально-азиатских стран СНГ. Я также убежден в том, что во внешней политике России в Центральной Азии больше разговоров, чем конкретных дел. К примеру, о необходимости создания Евразийского Союза одни и те же слова у нас говорят уже годами. Напрашивается вопрос - нужен ли этот союз России? И не в этой ли бесконечной говорильне кроется одна из причин того, что Россия, насколько можно судить,постепенно теряет свои позиции в этом обширном регионе?

- Да, правительство практически не делает что-либо существенного в этом направлении. Хотя строительство Евразийского Союза - очевидный приоритет президента Путина (вспомните хотя бы его статью 3 октября 2011 года в газете «Известия») и, главное, абсолютный императив для населения всех постсоветских государств. Без новой большой страны все мы - и большие и малые - станем объектом эксплуатации или прямого военного завоевания со стороны того же НАТО, а, возможно, и ряда других глобальных игроков. Станем вкусной протоплазмой для планетарных хищников.

Но Евразийский Союз не построишь только через политико-дипломатические и надстроечные мероприятия, когда тот же Таможенный Союз без кооперации на уровне индустриальных и инфраструктурных «материальных» проектов, по сути, висит «в воздухе».

Абсолютно приоритетную роль в интеграции постсоветского пространства играет Центральная Азия.Без интеграции РФ с бывшей советской Средней Азией (с сохранением национальных суверенитетов) мы окончательно потеряем не только Закавказье, но и Украину с Беларусью.Центрально-Азиатский регион - вот ключ к геополитическому, геоэкономическому, геостратегическому и геокультурному возрождению России.

- Какой, на Ваш взгляд, должна быть внешняя политика России в Центральной Азии в обозримой перспективе?

- Политика реализма и одухотворённого прагматизма.Это означает, что в основу надо положить программу новой индустриализации и хозяйственные стратегические инвестиционные проекты, направленные на строительство инфраструктур третьего поколения и новых современных индустрий. Всё это делать в целях не только кардинального подъёма уровня и качества жизни, но, прежде всего, воспроизводства и наращивания нашей совместной уникальной русско-евразийской цивилизации, цивилизации русского языка.

Вообще, в Центральную Азию и Центрально-Азиатский регион надо начинать включать и Пакистан, и Афганистан и Иран, а наша Средняя Азия должна стать ядерным плацдармом для создания макрорегиона Нового Среднего Востока, объединяющего Сибирь со Средним Востоком (Пакистаном, Ираном и Афганистаном), замыкающим Ледовитый океан с Индийским.

В итоге интегральной задачей всех российских ведомств должно быть строительство Нового Среднего Востока с взрывным подъёмом и развитием Урало-Сибири, переносом политического центра России за Урал и организации там планетарного экономического центра, сопоставимого по мощности производства общественного богатства и новой стоимости с Северной Америкой.

- Известно, что Движение развития, которое Вы возглавляете, уже более трех лет занимается разработкой проектов, которые России могла бы реализовать в странах Центральной Азии. Известно также, что у Вашей команды есть оппоненты, задающие вопрос: «Зачем России нужно вкладывать свои деньги в развитие стран, с которыми уже произошел «бракоразводный процесс»? Какие аргументы Вы находите, чтобы переубедить оппонентов?

- Я их спрашиваю, во-первых, почему Россия, Москва, практически не вкладывает деньги в российские регионы? То есть это означает, что у нас вообще нет на всём постсоветском пространстве, включая и РФ, хозяйственно-созидательной работы и инвестиций в собственном смысле слова. Соответственно, надо переходить к новой индустриализации и здесь нашими врагами являются не бывшие советские республики, а компрадорские и олигархическо-паразитарные слои, вывозящие капитал на запад и не способные создавать всеобще значимое общественное богатство в наших странах. Поэтому пусть русские националисты, если их так интересует судьба русских, займутся не жлобством от бессилия, то есть по причине своей слабости и неспособности поднимать Россию, а включатся в наши проекты развития для новой индустриализации России.

Главным дефицитом сегодня являются отнюдь не деньги, которые так жалеют недееспособные националисты, а проекты развития. Все банки России и мира стонут от того, что им не во что вкладывать колоссальные средства - у них и у всех попросту нет проектов.

Во-вторых, я показываю, что без интеграции постсоветского пространства достойного будущего нет ни у одного нового государства, и прежде всего, России.

Главным ресурсом в 21 веке в мире является наличие своей цивилизации как основного источника проектов и будущего. С развалом СССР мы потеряли не марксизм-ленинизм и даже не территорию и политструктуру - а цивилизацию. В то же время за последние 20 лет многие государства и межгосударственные объединения выросли до цивилизации - тот же Китай или Латинская Америка, усиленно формирующая Иберо-Американскую цивилизацию.

Наконец, я показываю, что принцип русской цивилизации - принцип совместного развития или соразвития. Развивая других, русские развиваются сами. Это наш гений и судьба.

- 15 мая на Круглом столе в Душанбе Вы назвали общий объем финансовых вложений России в Республику Таджикистан - до 12 миллиардов долларов в течение 20 лет. Безусловно, столь внушительная финансовая поддержка сможет решить многие проблемы республики, пережившей в недавнем прошлом гражданскую войну. Какой Вы видите отдачу от этих вложений? Можете ли Вы объяснить оппонентам, что это не будет очередным «подарком», каким фактически стало списание Россией в 2008 году 4,5 миллиардов долга Ливии?

- Почему только Ливии? И Ираку и ещё десятку стран, и сумма там до 100 млрд. долларов. Это означает, что с развалом СССР всех нас превратили в трофейную экономику и принудили к отказу от прибыли на наши вложения. В тот же северный Афганистан только на геологоразведку вложили до 3 млрд. долларов, но Горбачёв, а потом и Ельцин-Гайдар-Козырев отказались от отдачи на этот колоссальный вклад. Кстати, этими данными сейчас вовсю пользуются китайцы и натовцы, капитализируя наши гиперзатраты.

Выход тут только один: капитализировать вложения через стратегические инвестиционные проекты, когда чётко рассчитывается положительный эффект на вложенный рубль, и через превращение России в мировую державу, защищающую свой суверенитет, в том числе и экономический.

Те 12 млрд. на 20 лет (четыре пятилетки) являются не давальческими деньгами («мешками с деньгами»), а инвестициями, то есть вложениями с обоюдной выгодой. Причём, деньги эти, в общем-то, маленькие, они нужны на запуск стратегических инвестиционных проектов, куда далее будут инвестировать частные корпорации.

- Основным механизмом, через который Вы предлагаете вкладывать российские деньги в Центральную Азию, Вы называете Корпорацию развития Центральной Азии с 51-процентным государственным участием. Но проявит ли российский бизнес интерес к Таджикистану на миллиарды долларов?

- Чтобы бизнес проявлял интерес, государство должно усилиями институтов развития организовать для бизнеса оптимальные условия.Образцово-показательным примером является Корпорация развития острова Джуронг в Сингапуре, где под спроектированный нефтехимический кластер был специально насыпан в океане гигантский остров и на нём построены инфраструктурно оборудованные промплощадки для примерно 100 ведущих глобальных корпораций, которым оставалось только воткнуть в розетку вилку и подключиться к терминалам. От бизнес-корпораций требовалось только одно - строить самые современные заводы для расщепления непрерывно проплывающей на танкерах мимо острова Джурон нефти «до молекулы». Сегодня это лидирующий кластер тонкой нефтехимии с колоссальной капитализацией.Вот и нам так же надо делать.

- Как воспринимается идея создания Корпорации в российских экспертных кругах, в исполнительной и законодательной власти?

- Положительно, - как перспективный инструмент для российской геополитики нового типа. В правительстве наша идея уже серьёзно трансформировалась и называется теперь Российской корпорацией сотрудничества со странами Центральной Азии. Показательно, что на днях проект Корпорации был одобрен на расширенном заседании Комитета по делам СНГ Государственной Думы.Насколько мне известно, Президент Путин не только поддерживает создание такой Корпорации, но и поручил правительству интенсифицировать её создание.

- И когда можно ожидать принятие окончательного решения по созданию Корпорации?

- К осени.

Беседовал Андрей Захватов, политический обозреватель

Корпорация развития Центральной Азии, Новый Средний Восток, стратегические инвестиционные проекты, евразийское развитие, Евразийский Союз, СИП, Центрально-Азиатский регион, Центральная Азия, КРЦА, Средняя Азия, Евразия

Previous post Next post
Up