Аналитика
16:41 01.03.2013 | экономика
Вокруг Минвостокразвития опять ломают копья: идет очередная борьба за бюджетные деньги?
Министерство по развитию Дальнего Востока вновь подверглось жесткой критике со стороны федеральных властей. Представленный на суд федерального правительства проект государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона был крайне негативно воспринят первым вице-премьером Игорем Шуваловым. По некоторым данным, уже вновь прорабатывается идея создания государственной корпорации по развитию Дальнего Востока. Однако, по мнению экспертов - это лишь внешнее проявление аппаратной борьбы, исход которой еще не предрешен, а цель - контроль над огромными финансовыми потоками. Подробности - в материале Накануне.RU.
Министерство по развитию Дальнего Востока было учреждено в мае 2012 года, однако уже в ноябре подверглось жесткой критике со стороны президента Путина. Президент тогда поторопил Виктора Ишаева с разработкой программы развития региона и выразил мысль о создании госкорпорации развития Дальнего Востока. Эта идея не нова, еще в начале 2012 года ее озвучивал Сергей Шойгу, однако реализована она не была.
Проект доклада предложили уже в феврале, однако по словам чиновников правительства, этот документ не выдерживает никакой критики. По данным газеты "Известия", документ, являющийся основным для работы ведомства, не был согласован ни с одним из ключевых министерств. И производит такое впечатление, что "его писали школьники".
По итогам совещаний Игорь Шувалов направил главе государства докладную записку. Вице-премьер считает, что работа над проектом показала неспособность Минвостокразвития подготовить сколько-нибудь качественный документ. При формировании госпрограммы предлагается сосредоточиться на развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, здравоохранения, образования и жилого фонда, сообщают "Известия" со ссылкой на источник в правительстве.
По мнению лидера "Движения развития", политолога Юрия Крупнова, Шувалову "вообще сложно угодить" в силу его убеждений и взглядов.
"На любые вещи, к которым он не привык, он смотрит как на некомпетентные, неправильные, абсурдные и неграмотные. Здесь его вряд ли чем-то удовлетворишь, потому что единственный способ - написать какую-то сказку, о том, что бизнес будет инвестировать в Дальний Восток, и Дальний Восток будет процветать", - рассказал Накануне.RU эксперт.
При этом, есть и другая сторона - дальневосточные элиты и сейчас "неплохо живут", поэтому заинтересованы в сохранении существующего положения, при котором федеральные власти "не лезут в их дела".
"Шувалов ищет в документах каких-то рыночных откровений, которых там не может быть, а те, кто писали документы, тоже особо не печалятся об этом, потому что их задача - сохранение статус-кво, чтобы никто из федеральных властей не вмешивался в реальные бизнес-процессы и финансовые потоки Дальнего Востока", - предполагает Крупнов.
Однако, высказывается и иное мнение, которое в современной политической ситуации имеет полное право на существование. Конфликт вокруг Минвостокразвития является проявлением аппаратной борьбы за новые мощные финансовые потоки. Ведь цифры, которые называются в связи с программами развития, просто астрономические и исчисляются в триллионах рублей.
"Идет аппаратная борьба - борьба за огромные деньги, которые выделяются и будут выделяться на развитие Дальнего Востока. В принципе, здесь речь идет о конкуренции двух проектов: Министерство по развитию Дальнего Востока и госкорпорация. Сейчас лоббисты двух проектов начинают сводить с собой счеты. Справедливости ради стоит отметить, что побеждают лоббисты госкорпорации", - отметил в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин.
По его мнению, в этом заинтересован, в первую очередь, сам Путин, поскольку через госкорпорацию сможет лично контролировать те средства, которые будут выделяться на нужды региона.
"Путин заинтересован в том, чтобы как можно больше стратегических линий было завязано лично на него. В эту линию вписывается создание госкорпорации по развитию Дальнего Востока, потому что если посмотреть внимательно, то это, фактически, корпорация прямого президентского подчинения. Все стратегические вопросы будут решаться лично президентом. Путин понимает, что его влияние и политические позиции слабеют и чем больше вопросов, связанных с распределением материальных ресурсов он замкнет на себя, тем более прочным будет его политическое положение. От этого все и идет", - уверен эксперт.
В случае, если ситуация пойдет по такому сценарию, Ишаев, который является не только министром, но и полпредом президента в ДВФО, отправится на "почетную пенсию", не имея за собой шлейфа криминальных разоблачений, в отличие от значительного числа отставников, считает Салин. Однако, предположения о его отставке строить преждевременно.
"Насколько я знаю, министерство разворачивает свою деятельность, Ишаев серьезно воспринял критику президента и в последнее время развил просто гиперактивность. Он работает по очень многим направлениям, и я не вижу оснований для того, чтобы прекращать эту деятельность", - поделился мнением с Накануне.RU гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
При этом, он уверен, что лоббистский вес сторонников создания госкорпорации значительно упал после того, как Сергей Шойгу, который изначально и инициировал создание корпорации, получил "отреформированное" Минобороны и сосредоточен на работе со своим "тяжелым наследством", подчеркивает Мухин.
Таким образом, мнения экспертов по поводу того, какая линия одержит верх, разделились. Однако, они сходятся в том, что в существующей ситуации совершенно неважно, как будет называться структура, занимающаяся развитием Дальнего Востока.
"Ничего не изменится, потому что все зависит сейчас не от так называемых институтов развития, которых у нас насоздавали уже полсотни, и которые показывают "блистательную неэффективность" в созидательных свершениях и колоссальную эффективность в освоении бюджетных средств без какого-либо результата", - уверен Крупнов.
По его мнению, сначала должна измениться логика социально-экономической модели, которая присуща российской власти, а с другой стороны, необходима сильная личность, которая будет персонально отвечать за развитие региона.
"Вопрос в том, готов ли Путин к смене социально-экономической модели на половине территории страны, и понимает ли он роль личностных усилий. Если понимает, то вопрос в том, чтобы такую личность найти и поручить ей под персональную ответственность организовать действительно серьезный подъем нашей стратегической территории №1", - считает эксперт, отмечая, что рыночная система, доставшаяся в наследство от 90-х годов, действует только внутри "центрального административного округа города Москвы" и уже за Садовым кольцом теряет свою силу.
По мнению Салина, смена министерства на госкорпорацию - вопрос политической целесообразности, вопрос контроля финансовых потоков, а не реализации конкретной программы по развитию Дальнего Востока.
"Если проект будет закрыт, то он будет закрыт потому, что не вписывается в какие-то конкретные реалии. Если неудача постигнет Министерство по развитию Дальнего Востока, то она будет иметь совершенно конкретные причины, а не какие-то системные просчеты", - предполагает он.
При этом, он советует не делать далеко идущих выводов о том, что наметится "усиление или ослабление" роли полпредов, если полпред Ишаев лишится своего поста после расформирования Минвостокразвития. Это конкретная ситуация, которая не экстраполируется на идею об экономических полномочиях полпредов в целом. В качестве примера, политолог приводит пример с Максимом Быстровым, который на днях, будучи заместителем полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, был назначен на пост гендиректора "Курортов Северного Кавказа".
По словам Салина, вся суть ситуации заключается в том, что Владимир Путин продолжает развивать свою концепцию "ручного управления" экономикой страны. При этом, он не исключает, что в результате новой "битвы за осваиваемые средства" на политическом поле могут появиться новые игроки, которые еще не "засветились" в СМИ.
Сергей Табаринцев-Романов