Обращение по поводу чудовищного по установкам
доклада Министра экономического развития:
ОБРАЩЕНИЕ
к Президенту Российской Федерации
Д.А. МЕДВЕДЕВУ
и к Председателю Правительства Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ
Президиума Российской академии архитектуры и строительных наук
г. Москва 23 декабря 2011 г.
Основными тенденциями в социально-экономическом и пространственном развитии России в последнем десятилетии стало усиление территориальных диспропорций, они с особой остротой проявляются в растущей концентрации населения в Москве и столичном регионе, в ряде других крупных центров. В это же время существенно ухудшается ситуация в малых и средних городах и поселениях городского типа, особенно в монопрофильных поселениях.
Вместе с тем, в России с ее громадными расстояниями и неравномерностью хозяйственного освоения территории и расселения малые и средние города занимают особое место в экономической, социальной и политической жизни страны и её пространственной организации. Именно небольшие города являются главными опорными центрами, малыми столицами, скрепляющими огромные пространства России, обеспечивающими ее единство и целостность. В большинстве своем это исторические корни российской государственности, национальной культуры и народных традиций.
Из 1100 городов России на 01.01.2010 г. на небольшие города с населением до 100 тыс. жителей приходится 936 или более 85% всех городов страны, в которых проживает 27,3 млн. человек (или каждый пятый житель страны). К небольшим городам по многим позициям примыкают и поселки городского типа (их 1286 с населением около 8 млн. человек).
Небольшие городские поселения особо важную роль выполняют в восточных районах страны, обеспечивая в значительной мере социально-экономическое развитие этих сложных для освоения территорий России и в определенной степени компенсируя недостаточное размещение здесь более крупных городов.
Особенно велика роль малых городов в решении социально-экономических проблем села и обеспечении продовольственной безопасности страны. Разрушение связей между городом и селом стало одной из главных причин, приводящих к длительной стагнации сельского расселения. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов с карты страны исчезло 8,5 тыс. сел, а число сельских населенных пунктов, в которых нет населения, возросло с 13,1 тыс. до 19,4 тыс. В настоящее время каждое третье село насчитывает менее 10 жителей.
Среди многих стран мира Россия выделяется уникальным богатством - каждый третий город, а также ряд посёлков обладают ценным историко-культурным и архитектурно-градостроительным наследием. До последнего времени список исторических городов включал 478 городских поселений, в которых проживает около 70 млн. человек. На сегодня, в списке исторических поселений, утвержденном Министерством культуры РФ и Министерством регионального развития РФ, осталось только 41 городское поселение; в него не входят Москва, Псков, Новгород, Казань и многие другие города, что, нуждается в безусловной корректировке.
Учитывая столь важную роль для России небольших городов, вызывает категорическое несогласие с оценками и предлагаемой стратегией развития страны сообщение Министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной о судьбах городов, прозвучавшее в рамках Урбанистического Форума «Глобальные решения для российских городов», прошедшего в Москве 8-9 декабря 2011 г. В нем утверждается:
«Рост крупных городов и России и мира идет наряду с процессом убывания малых и средних городов. Миграционный переток из малых городов в большие - сегодня это основной миграционный тренд в нашей стране, который мы должны учитывать в своей экономической, демографической, инфраструктурной и социальной политике… Очевидно, что в перспективе нескольких десятков лет сохранить жизнеспособность всех этих образований будет проблематично. К сожалению, убывание городов небольшого размера является непреодолимой глобальной тенденцией, и мы не можем не принимать ее во внимание.
Есть оценки, что в течение ближайших 20 лет из малых городов России может высвободиться порядка 15-20 миллионов человек».
По поводу вышесказанного Академия считает:
Во-первых, ни одна страна мира не проводит политику, ориентированную на уничтожение небольших городов. Напротив: власти и местные жители заинтересованы в сохранении и улучшении условий проживания в таких городах, находя дополнительные стимулы для их процветания.
Во-вторых, приведенные масштабы миграции из небольших городов - 15-20 млн. человек, сопоставимы с численностью всего их трудоспособного населения. Тем самым, в таких городах создается крайне негативная социально-демографическая ситуация. Они лишатся наиболее востребованной дееспособной, активной части населения. Сам же город приобретет функции «приюта» для лиц преимущественно пенсионного возраста и других социально слабо защищенных категорий населения.
В-третьих, подобное развитие событий вступает в острое противоречие с геополитическими и экономическими интересами России: мы по собственной инициативе «оголяем» территорию страны, усиливая экспансивные интересы других стран.
Профессиональному сообществу приведенный анализ развития городов и их систем хорошо известен. Безусловно, развитие городских агломераций отвечает требованиям экономического развития страны, включая и перспективы развития малых и средних городов.
Без проведения политики сохранения и развития этой категории поселений процессы стагнации, депопуляции и деградации в той или иной степени охватят подавляющее большинство городов и сельских населенных мест, расположенных за пределами крупнейших агломераций; из них десятки и сотни малых городских поселений, тысячи сельских поселений станут полностью необитаемы. Процессы демографического и экономического «опустынивания» охватят исторически заселённые, хозяйственно освоенные регионы центральной России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В свете изложенных выше соображений представляется необходимым решать проблемы формирования рациональной системы расселения страны в тесной взаимосвязи с перспективами социально-экономического развития страны и совершенствования ее пространственной организации, для чего необходимо скорейшее завершение разработки законодательной базы градостроительства Российской Федерации и формирование Программы градостроительства России.