Отказ от лидерских позиций Российского образования приведёт к его дальнейшему развалу

Aug 06, 2011 11:53


Очень точный и качественный отзыв Ольги Игоревны Глазуновой  на доклад «Российская школа: оптимистическая модернизация» (авторы - И.Д.Фрумин и Я.И.Кузьминов):

«… Невозможно избавиться от появляющегося по мере чтения  интуитивного убеждения, что развал Российской школы будет продолжаться и скоро уже от позиций, завоёванных когда-то Советской школой, не останется камня на камне. Чем больше авторы повторяют, что Российская школа становится, наконец, «нормальной»  и является «неплохой», тем более становится очевидным, что крах неизбежен.

Почему  доклад вызывает такое  тягостное ощущение у читающего? Мне кажется, что к тому есть несколько причин. Основной задачей доклада является показ стратегии, направлений, подхода к модернизации, т.е. развитию Российского образования. И первое, к чему необходимо отнестись - это к выделяемым направлениям и самому подходу к определению этих направлений. Строя свою линию модернизации, И.Д.Фрумин и Я.И.Кузьминов рассматривают систему Российского образования вне связи с развитием всего хозяйственного и политического развития страны в целом. Однако государственная система образования является частью этого механизма, и логично было бы задавать основные направления развития системы, исходя из того, какие задачи стоят сегодня в развитии страны. Но поскольку этот  слой анализа отсутствует, то задачи берутся из другой рамки.

Такой рамкой оказываются якобы универсальные международные требования к системам среднего образования. Анализ состояния нашей системы образования проводится с точки зрения этих требований, реализованных в системе международных сопоставительных мониторинговых исследований PIRLS, PIZA, TIMSS. В результате авторы приходят к выводу о том, что наше образование потихоньку становится «нормальным» (с международной точки зрения) и для стран с таким уровнем ВВП на душу населения Российская система образования занимает неплохое место крепкого середнячка. В этом состоит оптимизм - расстраиваться не надо. Мне же такие оценки кажутся чудовищными.

… «Конкурентоспособные преимущества» нашей школы, проанализированные авторами, выглядят откровенно жалко. Все эти преимущества могут быть таковыми лишь для  упомянутой группы стран с соответствующим уровнем ВВП. Возникает чувство, что для других стран, имеющих серьёзный уровень ВВП, это никакие не преимущества, а так, утешительный  разговор с ребёнком, чтобы он не заплакал. Поэтому когда авторы пишут, что «наша задача не повернуть школу назад, а помочь найти преимущества и дополнительную внутреннюю энергетику для рывка вперед», становится уже совсем непонятно, где находится «перёд», а где зад, и является ли передом для Российской школы то, куда они хотят повернуть.

… Представление о механизме модернизации, который опирается на заимствования зарубежного опыта и поиск учителей-новаторов, объединённых в горизонтальные инновационные сети вкупе с глубокой недооценкой роли научных разработок и национальных экспертных систем само по себе уже внушает глубокий пессимизм. Однако он становится гораздо острее, когда понимаешь, что во всём докладе не содержится никаких новых идей  ни по поводу целей Российского образования, ни по поводу механизмов его развития, ни по поводу чего бы то ни было, связанного с образованием. Даже ещё хуже, становится понятно, что авторы вообще не делают ставку на новые идеи, это не их стиль.

… И.Д.Фрумин и Я.И.Кузьминов придерживаются такой точки зрения на будущее нашего образования, которая обеспечит нам место среди безликих середнячков в глобальном мире.».

Полностью прочитать отзыв Ольги Глазуновой - ЗДЕСЬ

деятельностное содержание образования, Новая российская школа, лучшая школа в мире

Previous post Next post
Up