Левый поворот в Перу и Латинской Америке в целом - о победе Ольянты Умалы

Jun 09, 2011 15:42

Политика
Левый поворот

08 июня 13:47, "Файл-РФ"

Юрий Крупнов
председатель Движения развития
В Перу на выборах президента победил «левый» политик, подполковник в отставке Ольянта Умала.



фото: ИТАР-ТАСС
На сегодня более чем в десятке стран Латинской Америки у власти - люди левой ориентации. Почему там укрепляется явление, названное «левым поворотом»?

- «Левых» в Латинской Америке надо понимать иначе, чем принято. Традиционно «левыми» считаются либо поборники перемен, либо те, кто решает проблемы экономического неравенства и социальной справедливости внутри страны. Там же третий тип, который я бы назвал «геополитические левые».

Во всех странах севера Южной Америки и Центральной Америки, где побеждают на выборах «левые» президенты или наблюдается серьёзное политическое полевение, за «левыми» политиками стоит воля народов, вынужденных выживать в ситуации, когда их будущее абсолютно непредсказуемо.

По сути, эти народы находятся в ещё более тяжёлом положении, чем в условиях неоколониализма. В Перу более половины населения - за чертой бедности. И это связано с высасыванием богатств из страны. Потому в этом плане «левый поворот» имеет геополитическую основу. Это политики национального выживания, национальной идеи.

Если брать случай Умалы, то он опять же нестандартный «левый» лидер третьего типа. Не случайно и называют его не просто «левым», а левым националистом. Он против неолиберального подхода и обещает построение уникальной модели национальной экономики, включая национализацию части производств транснациональных корпораций.

Важно ещё, что Умала - военный, подполковник в отставке. То есть представляет очень сильное государствообразующее сословие. Это человек с военной логикой мышления, способный принимать быстрые и радикальные решения в сложных ситуациях с ограниченным временем. Который хочет выстраивать политику своей страны в возможном союзе с государствами, где правят «левые» политики. Против, прежде всего, США, а также других государств неоколониализма. Причём, за период с поражения на предыдущих выборах он ушёл от демонстрации конфронтации с США, а пытается вырабатывать формат диалога.

Обсуждая ситуацию, нельзя забывать два базисных фактора. В Перу в 90-х годах, так же, как и в России произошёл провал либеральных реформ по идеологии модернизации, полностью обнаруживших свою ничтожность. По сути, они разрушили как таковой суверенитет Перу.


Это, кстати, и нам урок в плане модернизации. Потому что за её стандартными моделями стоит  не подъём страны и не её усиление на геополитической арене, а, как правило, полное вспарывание и поглощение транснациональнымии корпорациями.

Нельзя обойти и проблему кокаина. Перу уже стал едва ли не лидером в его производстве, перехватив первенство у Колумбии. Это задаёт очень весомый фактор в политической борьбе и придаёт «геополитической левизне» специфический оттенок.

Явно, что в Перу помимо борьбы с наркопроизводством будет и борьба за права крестьян на выращивание и культивирование коки. Это тоже своеобразие региона.

Общий знаменатель для всех «латиноамериканских левых» и причин их усиления в политике - социальная дезинтеграция, обнищание масс в целом и среднего класса в частности, нарастание социального недовольства при отсутствии позитивных социальных результатов неолиберальных реформ.

Полный их провал - общемировая тенденция. Но в Латинской Америке всё это ещё замешивается в уникальную ситуацию на континенте. Тут и кокаиновые деньги, и мощная позиция Венесуэлы, и до сих пор, пусть и инерционное, идеологическое влияние Кубы, много разных факторов.

Один из них, очень важный, имеет отношение и к провалу неолиберальных реформ, это то, что мы пока за мельтешением в мировой политике плохо видим мощный процесс формирования уникальной иберо-американской цивилизации. У которой сильные христианские католические корни. Это задаёт особую социальную политику.

Надо помнить и о таком мощном явлении в латинской Америке  в 70-80-е годы, как «теология освобождения», когда разработкой этого учения, понимаемого иногда как «христианский социализм» занимались именно католические священники.

Сейчас «теология освобождения» возвращается в форме «полевения» Латинской Америки совершенно новом контексте. Ещё и как фундамент иберо-американской цивилизации. Это очень важно тоже не пропустить.

Не случайно, что «настоящий индеец» Умала победил перуанку японского происхождения Кейко Фухимори. Коренные автохтонные силы берут вверх. Показательно, что если Фухимори больше  поддерживали  жители столицы Лимы, расположенного на побережье Тихого океана гигантского мегаполиса, то за Умалу голосовали жители малых городов, села и менее развитого горного юга, - среди этих жителей преобладают как раз коренные индейцы.

Вообще, вместе с полевением возвращается и идеологическая политика, когда действия строятся на базе много лет разрабатываемой системы идей.

В данном случае речь идёт о «этнокасеризме», идеологии, созданной отцом Ольянты - широко популярным коммунистом Исааком Умалой.

В этой родовой идеологии соединяется далёкое прошлое инков, христианские ценности и взятые в качестве образцов руководители Перу из военных социалистов в конце 19-го и середине 20-го веков маршала Андреса Касереса и  генерала Веласко Альварадо.

Хотя этнокасеризм обвиняют чуть ли не в индейском расизме и левом радикализме - перед нами всё-таки попытка во имя национального возрождения организовать практический этногенез, формирование нового народа, говоря от имени индейцев.

То есть перед нами явление нео-традиционализма и лево-национализма в ситуации рождения новой всемирной цивилизации.

Я постоянно подчёркиваю, что Россия должна с большой интенсивностью выстраивать отношения с этой нарождающейся цивилизацией, способной выступить для нас в качестве мощной поддержки в преодолении ждущих нас трудностей. При том, что в ближайшем времени обязательно  произойдёт и полевение России.

Вообще, нам не грех поучиться у латиноамериканских политиков. Прежде всего, идейной основательности и страстности, переживанию за судьбы страны и народа. Мы должны учиться у левых тому, что обязанность подлинных политиков - преобразовывать мир, способствовать этногенезу и воспроизводству своей уникальной цивилизации, осознавать, что ничего в мире не закончилось, всё ещё только начинается!

Будет ли далее распространяться и усиливаться полевение Латинской Америки? Здесь не может быть какого-то автоматизма. Например, в Бразилии произошел ощутимый откат от левых идей.

Но главное, как ни странно может показаться на первый взгляд, в этих процессах важна роль России, пусть и находящейся географически далеко. То, что будет происходить в Латинской Америке, как, впрочем, и в Арабском мире, в очень сильной степени зависит от того, сумеет ли Россия восстановить себя как мировая держава и предложить миру новое содержание всемирной справедливости. А это идея развития.

Ведь та же «теология освобождения» при  всех своих католических корнях возникала в контексте СССР и Кубы. Потому очень важно, сможем ли мы в ближайшие годы сделать razvitie такой же революционной идеей как spravedlivost’ и sputnik в своё время.

Если Россия станет лидером в борьбе за сохранение национальных идентичностей, за создание оригинальных моделей устойчивой экономики или даже экономик развития, не допускающих глобалистского захвата и «переваривания», то это может стать очень весомым фактором для того, чтобы это полевение за Тихим океаном приобретало устойчивую основу и позитивную инерцию.

Если же такого российского фактора не появится, то этот «левый взлёт» может очень быстро быть задушен и приведён к «реальности». И этими странами вновь начнут распоряжаться те, кто это делал в 90-е годы.

США раздражает «левая тенденция» в Латинской Америке. Для них это угроза их гегемонии в мире.

Вообще такое бурное брожение внутри новой цивилизационной модели, которое ещё неизвестно во что выльется, сегодня неподконтрольно внешним силам. Это и напрягает гегемонистского по настрою северного соседа, поскольку невозможно осуществлять стандартный контроль и строить привычным образом прогнозы.

Кстати, нельзя недооценивать и потенциал испаноговорящих в самих США, усиливающих обратное влияние «латинскости» на сами США со стороны Иберо-Америки.

Волевые «левые» политики Латинской Америки, поддерживаемые военными, это мощная сила, способная противостоять попыткам США свернуть эти страны с «левого» направления. Однако при всех противоречиях необходимы партнёрство и консолидация друг с другом соседних стран региона - без этого тоже не получиться защитить суверенитет от США, да и иных иностранных влияний.

развитие страны, Латинская Америка, Ибероамериканская цивилизация, неолиберализм, Ольянто Умала, Перу

Previous post Next post
Up