Аргументы и ФактыХотят ли русские... жить?
Автор: «Аргументы и факты»
Опубликовано : 13 апреля 2011
Перепись показала, что мужчин на 10 млн меньше, чем женщин
Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.
Обработка всех данных переписи закончится через несколько месяцев. Однако уже первые сведения выглядят пугающе.
Население России - 142 млн 905 тыс. человек. Если не брать в расчёт приток мигрантов (около 2 млн), то за 8 лет с прошлой переписи оно сократилось примерно на 5 млн. Представьте, будто с карты исчез такой город, как Санкт-Петербург! Наибольшая убыль - в Нечерноземье и за Уралом. В Амурской области, житнице Дальнего Востока, население сократилось на 8,2%, в Магаданской - на 13%, в Псковской - на 12%. Отток населения здесь в процентном отношении сравнялся с боевыми потерями СССР в Великой Отечественной войне!
Молодёжь бежит с востока страны на запад, где «разбухают» мегаполисы, прежде всего Москва. Население столицы за 8 лет выросло на 11% - на 1 миллион человек. Но пухнущие мегаполисы - отличительный признак стран третьего мира. Там из нищей глубинки люди едут в столицу, где можно заработать хотя бы доллар в день, напопрошайничать, в крайнем случае украсть. Города обрастают уродливыми трущобами, отгороженными от богатых кварталов колючей проволокой. И это - наш путь?
Неестественная убыль
Перепись показала, что мужчин на 10 млн меньше, чем женщин. И это ещё одна страшная тенденция. Пик мужской смертности приходится на 25-35 лет, именно в этом возрасте на 10 женщин остаётся 7 мужчин. В эти годы мужики должны заводить детей, созидать, переворачивать мир... А они спиваются, «скалываются», мрут.
Поэтому предприниматели настаивают на отмене квот на иностранную рабочую силу: мол, русский мужик пьяница, работать не хочет… Но на самом деле никакого дефицита кадров нет, а есть дефицит достойных рабочих мест. Люди не хотят идти на скотские условия труда, на маленькую зарплату, на устаревшие производства. Однако бизнес часто вполне устраивают рабская экономика, малооплачиваемый труд. Ещё каких-то 20 лет назад у советских рабочих был высокий общественный статус и довольно высокие доходы. Сегодня же этим людям предлагают конкурировать за место с выходцами из внутренних районов Китая, где люди по-прежнему живут в землянках, довольствуясь плошкой риса. Молодой таджик готов несколько месяцев побыть в России «рабом», чтобы потом дома на полученные копейки обеспечить своей семье жильё и еду. Русский мужик на эти же деньги не сможет не то что построить дом, но даже одеть и накормить детей. Булка хлеба у нас в 20 раз дороже, чем в Таджикистане! То, что для китайца или таджика революция в карьере, для русского - трое-кратное снижение уровня жизни. Неудивительно, что наши мужчины теряют ориентиры, спиваются, вымирают...
При этом очевидно, что в такой рабской экономике трудовые мигранты не могут быть ресурсом развития страны - только массой несчастных рабов, вынужденных совершать набеги на чужую экономику. Им всё равно, как живут и чувствуют себя коренные жители. Кроме того, им, как и спивающимся мужикам, не нужно развитие российского образования, здравоохранения, культуры и науки. А без этого у страны нет будущего.
Лицом к Востоку?
Демография у нас проходит по разряду «социалки» - её пытаются выправлять с помощью льгот и пособий. Но чудовищные результаты переписи - это не проблема низких пособий. Это приговор всему нынешнему социально-экономическому укладу, в котором 80% населения страны оказалось «непрофильным активом», отлучено от достойного труда и каких-либо жизненных перспектив.
Чтобы положить этому конец, нужны решительные меры. Триста лет назад в авангарде развития цивилизации была Европа, и Пётр I перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург. Сейчас на десятилетия вперёд самым динамичным центром мировой экономики становится Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион. Может, стоит перенести столицу России на Дальний Восток, «прорубать окна и двери в Азию», заново заселять и давать импульс развитию этого региона?
Государство должно взять на себя ответственность за разработку масштабных проектов, центров и кластеров промышленного развития, которые будут кормить отдельные регионы и всю страну в ближайшие десятилетия. Так, в 60-е гг. прошлого века начали разработку нефтегазовых месторождений в Западной Сибири. Они стали давать отдачу в 80-е гг. и кормят нас до сих пор. На новом технологическом уровне нужно восстанавливать промышленные цепочки, которые состояли из моногородов и их предприятий, создавать новые цепочки и индустрии. Давать людям возможность производить востребованный на внутреннем и внешнем рынке продукт, естественно, сложнее, чем называть целые города неперспективными.
Государство может обеспечить большинство граждан страны землёй и собственным домом. Начинать нужно с Нечерноземья и Дальнего Востока - с ипотечных кредитов под минимальный процент на 30 - 50 лет. Глядишь, русские тогда тоже захотят жить на своей земле, работать, возрождать страну. И тогда следующая перепись не окажется снова безнадёжно «убыточной».
Постоянный адрес статьи:
http://www.aif.ru/society/article/42354