Валерий Кичин пре
дставил блестящий анализ ситуации в российском кино.
Очевидно, что деиндустриализация в деиндустриализованной стране произошла и в киноиндустии, вся сфера поломана и сведена к индивидуальному выживанию наиболее приспособленных. Деиндустриализация всегда и неизбежно ведёт к провинциализации и маргинализации, поскольку за ней стоит системное проседание, деградация.
Один из обсуждающих статью Кичина очень точно заметил: «Нам нужно своё кино!».
Точно так же нам нужно своё станкостроение, своя пищевая промышленность, своё семеноводство и селекция… На примере кино хорошо видно, зачем необходимо
проектное государство, организующее проекты развития страны и создающее (нередко с нуля) ключевые сферы жизни и деятельности.
Очевидно, сферу-отрасль кино надо создавать во всей полноте, проектируя весь спектр необходимых позиций, соорганизуя прокатчиков, режиссеров, сценаристов, актеров, критиков, специализированных и «широких» СМИ и «властителей дум».
При этом документальное кино, убежден, должно быть очевидным приоритетом, на него тратиться должно не меньше сил и внимания, чем на игровое. Именно при производстве документальном кино очевидны отсутствия идей и смыслов, уникального личностного взгляда, неспособность и невозможность погрузиться в единственный материал.
Новое российское кино в своей основе будет мировоззренческим или образовательным - см.
мою заметку «Что такое мировоззренческое кино?» к организованному нами одиннадцать лет назад первому Фестивалю мировоззренческого кино.
Важнейшим моментом полноценной жизни нашего российского кино всегда было и должно оставаться его коллективное общностное понимание. Нужны разнообразные, в том числе организуемые государством в культурно-просветительских и образовательных целях, формы совместных просмотров и обсуждений - хорошим примером является
передача «Фрагменты» на телеканале «Дождь» с Ольгой Дыховичной и Александром Ф.Скляром, правда, здесь, основная дискуссия идёт до просмотра, но отношение выстраивается к фрагментам редкого документального фильма.
Общностное понимание и восстановление замысла автора фильма - вот ключевой процесс, в котором и существует настоящее кино.
Для этого надо дальше продвигать два главных для восстановления российского кино проекта развития: Мировоззренческое кино и Понимание.
Пост также обсуждается
в блоге Юрия Крупнова на «Эхо Москвы»