короткая жизнь в сибирской деревне

Jun 14, 2007 17:28

В анкетных данных, которые я задумывала как перечень:родилась-училась-вышла замуж-родила-училась-работала и т.д., вдруг появился кусочек военного эвакуационного детства...И мне стала интересна особенность памяти извлекать из глубин казалось бы навсегда забытые очень короткие эпизоды, окрашенные в черный цвет детских переживаний и не потерявшие своей черноты до настоящего времени..
Мы поселились в сибирской деревне . Дом стоял напротив серого холодного леса и к нему надо было идти по сугробам,набивая холодный снег в ботиночки на шнурочках. Мне -4 года,а сестре -6 лет. Мы идем с мамой собирать шишки и хворост для растопки большой печи. НАДО идти, НАДО собирать мешок шишек и вязанку хвороста. Мы с сестрой собираем шишки и я плачу- замерзли руки в мокрых варежках и очень больно пальчикам в тесных холодных ботиночках, хотя ступни мама мне завернула в куски газет для защиты от мороза. Я канючу и прошу маму вернуться в избу-хату-дом-там тепло и очень чисто и хорошо.
Мама молча собирает хворост и моя терпеливая сестра тоже молча собирают шишки ,они молчат и дают мне понять,что я плохая девочка и не желаю понимать,что НАДО собирать,иначе хозяйка может нас выгнать или не даст ночью забраться на лежанку печи и проспать до утра в тепле. Наконец, мучения кончились и мы возвращаемся в тепло и уют. Хозяйка довольна и разрешает нам поесть отварную картофельную ШЕЛУХУ,она сварила много для своей коровы Мурки и щедро делится с эвакуированной семьей, которую навязали ей по разнарядке для расквартирования.
Я наедаюсь от пуза,ем с аппетитом все подряд,а моя худенькая сестричка ковыряет сваренные очистки и ищет в них подкожныую часть. Подходит хозйка и забирает у меня чистую миску,а у сестры почти полную и строго говорит ей: "Будешь так жрать-сдохнешь с голоду." Я не вижу,чтобы мама ела,и опять она молчит. Я залезаю на печь и почти довольная и сытая смотрю на то,что делает хозяйка. А она месит тесто и раскладывает на железный поднос круглые лепешки, в серединке которых лежит творог...Она говорит мне: смотри и учись так НАДО делать шанюшки( это ватрушки). Я спокойно смотрю, мне хорошо. Через некоторое время хозяйка вынимает из печи румяные горячие шанюшки и садится за стол пить чай с сахаром из большой кружки и начинает откусывать и истреблять красивые и, наверное, вкусные шанюшки. Сестра поворачивается ко мне и прикладывает пальцы к губам: молчи-молчи и отварачивается, чтобы не наблюдать за пиршеством, а я не могу оторвать глаз. А ведь только несколько минут назад я была такая довольная и такая сытая, но постепенно во мне растет сильное желание соскочить с печи и ухватить хоть одну шанишку. Но я уже знаю, что НАДО молчать и терпеть.
И тогда молча я начинаю плакать, и слезы текут и текути текут...
Продолжение следует....

военное детство

Previous post Next post
Up