Сегодня день памяти Ивана Фёдорова. Первопечатника. В советской школе нам про него рассказывали два раза - в 4-ом классе и в 7-ом. Уважали - не придерёшься. Но рассказывали так, что мы про него тут же забывали и никогда уже больше не интересовались. Жаль. Судьба его была полна тайн, приключений и напоминала настоящий авантюрный роман.
Но я сейчас не об этом.
Этот человек очень сильно повлиял на мою жизнь. В минуту жизни трудную, когда овладело равнодушие и уныние, мне, совершенно невероятным и случайным образом попалось на глаза Послесловие, написанное им к львовскому изданию "Апостола" в давнем 1574 году. Про жизнь.
Про то, как ему, образованнейшему для своего времени человеку и искусному инженеру, предлагали выгодные должности, а он выбрал многотрудную и неблагодарную ниву просвещения. Ибо всё время думал о том, как предстанет после смерти перед Всевышним и тот спросит его, подобно евангельскому слуге: "Лукавый раб! Почему талант, данный мной тебе, ты зарыл в землю?"
Эта мысль, долетевшая через полтысячелетия, поразила меня. Не может быть человек никому ничего не быть должен. За всё придётся платить. И за то, что мог, но не сделал.
Никогда ни до, ни после печатные строки не имели на меня такого сильного воздействия.
Вот ведь и притчу эту евангельскую знал давно, но зацепило лишь тогда, когда другой человек применил её в своей жизни. Духовные семена предстоит мне рассеивать. Тоже его слова о выборе. Не кавычу, потому что слишком вольный перевод со старого-престарого текста.
Странное и загадочное это дело - воздействие слова на человека.
У меня подобное было всего три раза в жизни.
Строки Некрасова:
"Суждены вам благие порывы
Но свершить ничего не дано".
И стих Вадима Левина:
"Пусть не смолкает ржание коней,
Пусть вереск на полях не увядает,
Пусть идеалы юности моей
В час выбора меня не покидают".
И Послесловие Ивана Фёдорова. Каждое из них пришло в нужное время. В минуту жизни трудную