Загадочная царица

Dec 13, 2024 16:23



Историю эту я начну издалека. Со сказочного и таинственного Магриба, волшебного края колдунов "Тысячи и одной ночи". Помните магрибинца, выдававшего себя за дядю Ала ад-Дина?

Именно там в декабре 1355 года учёнейший выходец из Гранады ибн-Джузай, обмакнул свой калам в чернильницу и поставил последнюю точку в книге именуемой "Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».
В ней рассказывалось о странствиях шейха Ибн-Баттуты, по всему тогдашнему мусульманскому миру от таинственной страны золота Мали в глубинах Сахары до почти легендарного Китая.

Был там и рассказ о царстве хана Узбека.



Помимо всего прочего величайший странник Средневековья поведал нам о жёнах правителя. Одна из них, по имени Баялунь, была дочерью византийского императора, которая решила вернуться к отцу. Описание изобилует красочными подробностями. И немудрено. Ведь ибн-Баттута, по его словам состоял в личной свите принцессы, совершив путешествие вместе с ней в Константинополь.

Правда, уже современники шейха сильно сомневались в правдивости его рассказов. Знавший его знаменитый учёный ибн-Хальдун так и вовсе считал его искусным вралем, вешавшим лапшу на уши доверчивым слушателям.
Однако имя Баялуни встречалось и в трудах других арабских историков. Причём, весьма солидных.

Египет в те времена был центром исламского мира и науки. Там существовала самая продвинутая по тем временам разведывательная служба, собиравшая информацию о внешнеполитических партнёрах страны. Золотая Орда была как раз из их числа. Мало того, в описываемое время она была ключевым партнёром и союзником, отношениям с которой придавалось особое внимание.
Так что к сообщениями из мамлюкского Египта нужно относиться со всей серьёзностью.
Они тоже рассказывают о жене Узбека Баялуни.
Причём при обстоятельствах весьма судьбоносных и драматичных.
Именно она, по мнению египетских дипломатов, сыграла решающую роль в приходе к власти Узбека после смерти хана Тохты в 1312 году. Это сопровождалось длительной и кровопролитной борьбой с наследниками, сопровождавшейся избиением их сторонников.
Важная черта - Баялунь поддерживали в этой борьбе богатые круги городского мусульманского купечества, предоставившие для переворота значительные средства.
Обо всём этом арабские историки написали достаточно подробно.
Кроме политических страстей они оставили и некоторые сведения о самой героине.

Мы узнаём, что Баялунь была женой отца Узбека Тогрылчи, из-за чего ему потребовалось для брака с ней разрешение от улемов. Которые легко обошли запрет жениться на мачехе заявлением, что никакой мачехой она, собственно, и не была. Так как отец не был мусульманином, следовательно и брак был недействительным.
Кроме того египетские авторы упомянули об охлаждении отношений между Узбеком и Баялунью. Правда, без уточнения, как далеко это зашло и когда происходило.

Вот собственно и всё.

Худо-бедно это можно твёрдо привязать к трём датам. 1291 год - смерть Тогрылчи, 1313 - приход к власти Узбека. И 1334 год - рассказ ибн-Баттуты о поездке в Золотую Орду и Византию.
В эту канву укладываются сообщения католических миссионеров, сообщавших в 1334 году о некой супруге Узбека, православного вероисповедания и упоминание византийского историка под 1341 годом о греческой принцессе в гареме хана.

Правда, в последних случаях имя её не упоминается.

Все эти данные легко сходятся. Хотя даже самый доверчивый лопух усомниться в том, что женщина, овдовевшая в 1291 году, поедет рожать в 1334 к своему отцу.

На такой пустяк и вовсе бы не обратили внимание, если бы безвестный русский летописец не подложил земляку магрибских колдунов изрядную свинью, записав под 1323 годом: умерла царица Баялунь.

После чего творение ибн-Джузая о похождениях величайшего путешественника перешло в разряд беллетристики. Как сейчас бы сказали: из нон-фикшена в фикшен.

Так что всё, что я знаю о своей любимой героине, властно и бесцеремонно вторгшейся во все мои золотоордынские повести - сообщение египетских историков и упоминание в русской летописи.
Что, кстати, само по себе, очень ценно. Почему летописец счёл нужным отметить этот факт? Летописи скупы на события и имена. Почему смерть хатуни была так важна? Мне попадалось лишь одно упоминание о семье Узбека - смерть его любимого старшего сына и наследника.

Кроме того в написанном через 200 лет после описываемых событий в Средней Азии историческом сочинении "Кара-таравих" упоминается некая Келин-Баялунь. Мне говорили, что по-тюркски "келин" может означать "сноха". Так ли это я не знаю.
Возможно, речь идёт о той же Баялуни.
Она названа женой хана Тохты. Хотя по описанию он больше напоминает Ногая. Древний старик.
Очень похоже на правду.
После смерти Тогрылчи Баялунь вполне могла оказаться в гареме Ногая. Потом перейти к Тохте. Отсюда и титул хатуни в 1312 году.
Кстати, про сноху. После смерти мужа, ей гораздо престижней было подчеркнуть именно своё родство с ханом Менгу-Тимуром, снохой которого она была, чем с обычным неудачливым царевичем.

Вот и всё, что можно рассказать о моей героине, не прибегая к вымыслу.
"Где снега былых времён?"

Золотая Орда

Previous post Next post
Up