Эхо Сызранского Детройта

Jul 12, 2021 12:49

Самарский блогер Игорь Кондратьев опубликовал интервью с дочерью Юрия Качмазова. Человека, который каких-то 20 лет назад играл огромную роль в жизни Сызрани.
Возглавляя легендарную ГК "СОК", он, в значительной мере определял тогда развитие машиностроения в Сызрани.
Нынешнему племени младому, наверное, даже трудно поверить, что совсем недавно в здешнем оркестре были совсем иные первые скрипки. Нефть тогда неприлично подешевела и местный нефтеперерабатывающий завод вообще собирались закрывать, да и всемогущий ныне Тяжмаш был очень далёк от финансового процветания.
Сызрань тогда рвалась в российские Детройты.
Мечта эта сейчас практически сбылась, благодаря американской помощи. Они превратили свой Детройт в символ разрухи и депрессии, чем значительно облегчили осуществление тогдашней сызранской мечты.
Двадцать лет назад всё было иначе.

Сызрань была одним из центров производства комплектующих для автомобилестроения с оборотами в миллиарды рублей и номенклатурой в тысячи изделий.
Флагманом был, конечно, ныне покойный "Пластик". На минутку - крупнейший переработчик пластмасс в Европе. Это вам не ишака купить.
Но как раз в описываемое время активно рождались новые проекты, которые были связаны именно с той самой ГК "СОК".
Самым громким проектом тогда была "РосЛада". Целый автозавод.
Оглашать весь список не буду, он достаточно велик, ибо цель моего поста в другом.
Уже тогда сразу бросалось в глаза, что рост промышленного производства в Сызрани происходит на фоне процесса, который по всей стране лучше всего определялся словом "разруха".
Не могу с определённостью сказать, насколько всё это было связано именно с личностью тогдашнего главы СОКа, но у меня уже тогда в голове возникла ассоциация с Генри Фордом.
Короля, обычно, играет свита. С королём я не знаком, но тогдашняя журналистская судьба позволила пересечься с некоторыми людьми из свиты. Может мне просто повезло, но все они были настоящими людьми дела. Прогрессивными, нацеленными на развитие. И невероятно прагматичными.
Именно от них я услышал единственную реалистическую концепцию развития отечественного автопрома. С опорой на собственные силы с максимальным привлечением иностранного опыта.
СОК тогда собирал в свои руки большинство производителей автомокомлектующих. Прекрасно понимая, что в противном случае отечественный автопром сведётся просто к отвёрточной сборке.
Что, кстати, впоследствии и произошло.
Сызрань, на какой-то момент даже оказалась в центре этого процесса. Здесь провели первый съезд производителей автокомплектующих. Было даже непривычно видеть столичных знаменитостей, экспертов, представителей зарубежных компаний.

Сейчас, вспоминая всё это, могу лишь процитировать классика. "Увы, теперь мечтанья те, погибли в полной красоте".

Что и как произошло все знают и без меня.

К сожалению, тогда Качмазов был практически закрыт для прессы и о нём самом было ничего не известно. Да и сейчас известно не намного больше.
А лично мне всегда хотелось узнать побольше. Закрытость привела к тому, что его фигура, ещё тогда была чрезмерно демонизирована и его образ больше ассоциировался с каким-нибудь Аль Капоне, чем с Генри Фордом. Теперь, увы, когда промышленные достижения и успехи (реальные и вполне немалые) остались в прошлом, околокриминальная слава будет только крепнуть. Да ещё и обрастать домыслами.
Хотите знать, что меня больше всего поразило в воспоминаниях дочери? Рассказ о том, что отец заставлял детей читать русскую классику. Толстого, Горького.

Поймал себя на мысли, что поразило, а не удивило

Экономика, Сызранская политика, Сызранские тени

Previous post Next post
Up