Коли уж зашла речь о святых, связанных с историей нашего края, то грех не вспомнить Петра Ордынского. Житие его повествует, что выехал он на Русь с епископом Ростовским Кириллом, вдохновившись пламенной проповедью. Крестился, основал монастырь, совершил много богоугодных дел, да ещё и оставил потомство, которое эти дела приумножало и дальше.
Красочнее всего выглядит именно деяние одного из потомков, вышедшего навстречу крушащему и поругающему всё, что попадается на пути, ордынскому военачальнику Ахмылу. Уже во времена хана Узбека. Этот самый потомок, встретив набегавшего грабителя на окраине Ростова, предъявил документ, подтверждающий его происхождение от самого Чингизхана и сурово вопросил, чего он здесь позабыл?
Дальше получилось, как в старом одесском анекдоте. Струхнувший от таких генеалогических коллизий Ахмыл, оставил потомку Золотого рода приличную сумму серебром и помчался компенсировать убыток в другие города и веси.
Думаю, не мне одному интересно, что же здесь правда.
Благо давность лет и скудость источников позволяет говорить не о выдумке, а о тайне.
Вот с тайны и начнём.
Даже первый внимательный взгляд уже начинает будить пытливую мысль.
Отъезд ордынского царевича, тогда ещё носившего имя Даир, относится к 1253 году. А именуется он упорно племянником хана Берке. Который получит этот титул только через несколько лет.
Житие писали ростовские книжники, а Ростов в те времена был интеллектуальным центром Руси. Не зря именно отсюда вышли такие люди, как Сергей Радонежский и его брат Стефан. Правда писалось житие спустя два века после описываемых событий, но оно явно опиралось на сохранившиеся документы. Так что дату 1253 год можно вполне принять, списав досрочное появление хана Берке на позднейшее смещение имён. Да и акцентировать родство с Батыем для православного святого было как-то неблагочестиво. В житиях тогдашних святых этому хану обычно отводилась не самая благодарная роль.
Самым интересным во всей этой истории является вопрос - зачем царевичу понадобилось уезжать в Ростов?
Никаких препятствий в принятии новой веры у себя в Орде он бы не встретил. Даже наоборот. Как раз в это время христианство усиленно опекал сын Батыя Сартак.
Видимо дело было не только в христианстве.
В самой Орде, как раз в эту пору происходила очередная заварушка.
Батыю удалось сделать верховным ханом в Каракоруме своего сторонника Мунке. Мать которого, кстати, тоже была христианкой. Правда, как и Сартак, другого толка, но тогдашние монголы во всех этих богословских тонкостях разбирались слабо.
Сторонников прежней власти нещадно казнили.
Не знаю, было это следствием внутримонгольских разборок или нет, но на Руси, одновременно с этим начались свои собственные передряги.
Назначенного прежним ханом Андрея Ярославича сменил его старший брат Александр Невский, а на его бывшие владения наслали Неврюеву рать.
Это сменило весь политический расклад на Руси. Антимонгольскую позицию занял и родственник Андрея Ярославича галицко-волынский князь Даниил.
Где в это время был Ростов?
Тамошний князь Борис был тогда молод и делами там заправляла его мать вдовствующая княгиня Мария Михайловна. Дочь того самого князя Михаила Черниговского, который за несколько лет до этого сподобился мученического венца в Орде. Из рук Батыя. Был он последовательным противником Даниила Галицкого.
Почему царевич Даир убрался из вольных степей на берега озера Неро? Кое-где его именуют сыном Орду - старшего брата Батыя. Тот добровольно уступил старшинство в улусе и роду и как раз в это время благополучно переселился в страну вечной охоты.
Возможно именно лицезрения последствий династической борьбы и побудило царевича убраться подальше от дворцовых бурь. Ростов же он выбрал по причине довольно прагматической. Город не пострадал во время нашествия, стёршего с лица земли Рязань, Владимир и многие другие центры Руси. Одной из причин было сравнительное удаление от степи.
Отпуская его Батый убивал сразу двух зайцев: удалял возможного претендента на лидерство в улусе (ведь тот был сыном его старшего брата и, соответственно имел больше прав, чем его собственные дети) и получал верного человека в сердце ненадёжных и чужих русских земель.
Замысел удался. Вот уже много веков царевич почитается, как святой Русской Православной Церкви.