Оригинал взят у
cat_gekata в
Женская успешность - анитифеминистична?Все чаще мы слышим - "успешная женщина". И их и вправду вокруг все больше - обаятельных, преуспевающих, с располагающими улыбками, интеллектуальных и состоятельных. Но при ближайшем рассмотрении становится заметно, что некоторые из них очень резко и неодобрительно отзываются о прочих женщинах, так, словно пытаются отстраниться от женского пола подальше. Они окружены мужчинами, проводят время в мужских либо смешанных компаниях (подчеркнуто избегая женских), они даже пытаются конкурировать с мужчинами. Но едва на горизонте появляются достойные рыцари, как наши героини преображаются, ненадолго становясь настоящими леди, смысл существования которых сводится к гендерной игре в традиционные отношения. Потом, правда, все возвращается на круги своя, поскольку отношения для подобной успешный женщины - давно не самоцель. У них вполне мужские цели - реализация в социуме, деньги, карьера, положение. Кстати, стратегии, и тактики у них тоже мужские.
Речь ниже пойдет именно о таких героинях.
Успешные женщины - очень часто это не про феминизм, а про идентификацию с агрессором. Когда женщины лихо научилась мужскому способу бытия и пытается встроиться или уже встроилась в иерархическую систему. Но встроилась все равно не на ту ступеньку, где обитают мужчины, а гораздо ниже - там, где женщины,- устроившись там на правах начальницы, надсмотрщицы или "учительницы жизни". Даже если в ее подчиненных есть мужчины, это все равно не делает ее равной им (достаточно послушать их мнение о ней и о женщинах вообще, чтоб избавиться от подобных иллюзий).
Но зато такая женщина приподнимается (особенно в своих глазах) над прочими женщинами. И, разумеется, она имеет для этого все основания - ее материальный достаток впечатляет, как правило, рядом с ней есть вполне патриархатный мужчина (либо нетакой, а патриархатный остался в прошлом), наличествует семья, образование и дом-полная-чаша. В общем, лучшая судьба из того, что может женщине предложить патриархат.
А еще она обычно очень гордится тем, что она всего добилась сама (а она и вправду очень часто всего добивается сама). Потому что патриархатный мужчина (тот, что из прошлого) ей, как правило, только мешает. Но у успешной женщины очень много сил, поэтому она не просто сворачивает горы и останавливает коней, но еще и в промежутках обслуживает мужа, воспитывает детей и строит собственный бизнес. У нее вообще очень много сил, природа так распорядилась, видимо - успешные женщины вообще редко бывают анемичными страдалицами и даже просто среднестатистическими женщинами со среднестатистическим здоровьем и энергией. Собственно, их природный потенциал и позволяет им вырываться далеко вперед. Но дело не только в нем.
Стратегии и тактики успеха
Вторая составляющая их успеха - в том, что они очень быстро и хорошо осваивают все прихваты мужского мира. Нет, я сейчас не про приемы ведения своего дела и не про эффективный маркетинг говорю. Преуспевающие женщины улавливают формулу взаимодействия с социумом патриархатного мужчины и начинают применять ее: женщины - это то, чем можно безопасно пользоваться, мужчины - это те, кого нужно почитать и чьи принципы нужно использовать (принцип иерархических отношений в первую очередь). Попутно на пути к восхождению ими очень глубоко усваивается мизогиния, бессознательная, конечно - они ее обычно отрицают наотрез, пока их не ткут в нее носом. Мизогиния служит сразу двум целям - оправдывает эксплуатацию себе подобных (т.е. других женщин) и позволяет получить нарциссический драйв от того, как они, преуспевающие, выигрышно выглядят на фоне остальных соплеменниц. Причем, быть "лучше" многих женщин можно очень просто, ведь в женщин не критикует только ленивый, и все их "недостатки" - это то, что позволено и рекомендовано "обсасывать" в практически узаконенном регулярном перемывании костей товаркам.
Вместе с мизогинией усваивается виктимблейминг как ведущая стратегия поведения по отношению к тем, кто слабее. Обвинять жертву очень удобно по ряду причин. Начиная все с того же нарциссическог драйва, когда приятно быть крутой на фоне прочих лузерш; приятно, когда тебе можно намного больше, чем остальным всего лишь по причине, что другие "дуры сами выбрали свою жизнь, и кто им теперь виноват?". Еще можно продолжать пользоваться жертвой, и даже всячески эксплуатировать ее, аргументируя, что это "она сама этого хотела" (например, при найме за копейки домработницы-мигрантки). Наконец, можно безнаказанно канализировать агрессию на тех, кто не в состоянии защититься (по любым причинам), причем преуспевающие женщины не орут, подобно торговкам на рынке, куда чаще они с невозмутимым видом говорят гадости. Помните Миранду Пристли из "Дьявол носит Prada"? Вот примерно так.
Но не только следование мужским принципам, природная энергетика и хорошее здоровье позволяет этим женщинам подняться к социальным вершинам плюшкам. Конечно, очень многое зависит и от работоспособности, и от интеллекта, и просто от везения, и много от чего еще. И все эти качества в сумме поднимают женщину к успеху. Казалось бы - вот она, реализованная мечта феминизма - женщина почти на равных с мужчиной, а значит, она уже оттягивает ресурсы из мира мужчин и почти феминистка. Но... Не тут-то было.
Как правило, эти женщины не оттягивают ресурсы из мира мужчин, а, напротив, работают на мужской мир. Работают весьма тщательно и продуктивно, всячески поддерживая патриархальную модель отношений М/Ж. Даже если такая женщина критикует мужчин (а такое с ней бывает, она же далеко не глупа), то она никогда не делает это в открытую, так, чтоб иметь возможность реально задеть хоть кого-то из них (именно потому, что она не глупа). Она не рискует своим теплым насиженным местом, более того, обычно для более надежной защиты этого места она обзаводится очередным "нетаким" или рожает сына/-овей. Она не конфликтует с миром мужчин, напротив, она всячески его оберегает, потому что понимает, что все ставки в ее жизни поставлены именно на него. И даже если внезапно она признает, что ее собственный муж превратился в обузу/пьет/сексуально неудовлетворяет или ушел к другой, то она спокойно разводится с ним, но при этом продолжает боготворить мужчин - как правило, совершенно искренне.
Убивший дракона сам становится драконом
То есть все, что она делает, направлено не столько за мужчин, но и против женщин. Все, что мы видим - это хорошо нам знакомая идентификация с агрессором, тот ее вариант, когда женщина сама уподобляется агрессору (обычно она называет это школой жизни). Полезен ли феминизму тот факт, что она - женщина, если все то, что она делает, женскому движению приносит больше вреда, чем пользы, если по сути, она лишь тиражирует все те же проблемы, которые и так душат остальных, не столь процветающих, женщин? Ответ здесь очевиден.
Но я все-таки скажу одно слово в защиту этих женщин. Сами они, как таковые, чаще всего феминизму не полезны, поскольку прошли точку невозврата в идентификации с агрессором, и как таковой женщины там больше нет. Они лишь копия мужчины в женском теле, оторвавшиеся от своей группы, и обреченные так никогда и не достигнуть группы мужской. Все это налагает определенную специфику и на общение с ними, и на "дружбу" (вернее, на то, что они считают дружбой).
Но - они полезны для формирования женской группальности в целом. Их образ жизни, их карьеры, их успех в любом случае расширяет спектр представлений о женщине, делает нормативным и привычным то, что казалось невозможным еще сто лет назад. Но чтоб эта польза выкристаллизовалась, они должны оказаться в некой временной перспективе от нас, когда их личные качества потеряют для нас свою остроту, и останется лишь факт - "они смогли, а значит, и другим женщинам это под силу".
Но пока мы очень хорошо помнит о том, что достигали своих успехов они все теми же способами дискриминации и эксплуатации других женщин...