…А устаёшь-то ведь больше всего от чего?
От суеты, от невыполненных обязательств, от того, что вот «опять навалилось всякого невпроворот»…
Наши бабушки сумели пережить войну и в самые тяжёлые годы научились справляться с трудностями без мужчин. Иначе было не выжить тогда, было жизненно необходимо подключить все аварийные ресурсы (которыми такое живучее существо как женщина снабжено на случай войны или опасности). И тот факт, что наши бабушки вовремя «надели спасательные жилеты», позволил им не только уцелеть и справиться, но и дать жизнь нашим родителям.
Когда же война осталась далеко позади, надобность в спасательных жилетах, шлемах и латах вроде бы как отпала - понарождалсь наконец достаточное количество мужчин для того, чтобы они могли позаботиться о поддержании внешнего контура, пока женщина колдует над внутренним пространством. Жилетик-то можно бы и снять - но как же мы с ним сроднились! Верные дочери своих матерей, мы лелеем и передаём дальше эту замечательную традицию: круглосуточно всё контролировать, останавливать табуны лошадей и входить в объятые пламенем помещения. Ибо - а вдруг что случится, пока мы отвлечёмся и позволим себе отдохнуть?!
Этого давно можно не делать - но мы выдумываем самые разные поводы лишь для того, чтобы продолжать держать руку на пульсе. Мы называем это разными словами, облекаем это в прекрасные гуманистичные формы, как-то «забота о близких», «опека слабых», «поддержание в трудную минуту»… Мы помним о том, что слабо и трудно бывает всем, кроме нас. Мы же - железобетонные.
И от этого-то мы устаём больше всего.
…Современная женщина большую часть суток находится в плену собственных комплексов, выдуманных ею и кем-то долженствований и в состоянии «социальной порабощённости» (это замечательное понятие встретилось мне в одной книжке мужчины-психолога, и по-моему, оно наиболее верно описывает происходящее внутри большинства каждой из нас). Женщина не знает сама себя. Потому, что она сама себя не слушает. В гвалте самых разных долженствований так трудно понять: чего же мне самой хочется? А главное - что чувствуется в этой связи? Понять не головой, а скорее, ощутить сердцем.
Но сердце современной женщины переведено в спящий режим: так проще, и такова дань наследию наших мам и бабушек. Проще быть твёрдой, как скала.
Между нами говоря, автопилот - устройство очень удобное! Он позволяет более или менее сносно функционировать внешне сообразно ситуации. Женщина выбирает эти роли, не задумываясь и не вчувствываясь: авто-мама, авто-жена, авто-кухарка, авто-работник, авто-водитель… И получается вполне успешно: машина - едет, борщ - варится, дети - накормлены, уроки - сделаны, срочная работа - выполнена, а муж - …
Эх, с этим-то сложнее всего. Муж - это та самая деликатная сфера, без которой, во-первых, жить женщине всё-таки невозможно (какой бы железной они ни была), а во-вторых, эта сфера в отличие от остальных, ни минуты не терпит автопилота и фальши. Возможно, здесь он сработает раз, и другой, но в какой-то особенно острый момент, в очередной раз симулируя фантастический оргазм, или с притворным участием расспрашивая его о делах, она вдруг начинает сама себе напоминать резиновую женщину. Такое же подозрение, впрочем, возникнет и у него в конце концов (а может, возникает даже в начале начал, ещё прежде, чем сама женщина ощутит собственную фальшь).
И, умея отслеживать свои чувства ещё меньше, чем она, мужчина, сам не понимая, почему, начнёт задерживаться на работе и… много чего ещё. И в результате она придёт однажды за помощью в слезах и скажет: «почините мне мужа, с ним что-то не в порядке, задерживается на работе, не берёт меня на вечеринки»… Ах, но это совсем другая и очень грустная история. Мы лучше не будем об этом думать. А давайте вообще не будем думать? Давайте, наконец, научимся отдыхать.
…Мы ведь даже отдохнуть и то не можем по-человечески!
Давно ли вы с наслаждением и предвкушением слушали шорох закипающего в турке кофе?
Всякий ли раз, застилая постель скрипящим от свежести бельём, вы неторопливым и колдовским жестом проводите по нему рукой, наслаждаясь его незапятнанностью?
Начищая до блеска свои любимые туфли, отдаётесь ли вы этому процессу со всей чувственностью, на какую способны?..
Не оценивая при этом:
- достаточно ли мелко был смолот кофе;
- достаточно ли качественный кондиционер для белья вы использовали;
- хорош ли тот крем, который вы купили для своих любимых туфель в прошлом сезоне…
Не оценивая. Не думая. Чувствуя.
Настоящий отдых - это когда ты принадлежишь только себе. Когда в голове не громоздятся одно за другим «я собиралась сделать…», «я должна сходить…», «они ждут, что я скажу…», «мне нужно сварить… постирать… погладить… какой порошок купить… где самые лучшие помидоры… какой рецепт наиболее удачный… сколько метров ткани нужно на гамак…»
Давайте пробуем выделять себе лично хотя бы по пять минут в день - когда мы не принадлежим никому и ничему. В том числе - и собственным мыслям. Мы тогда с ощущением полного права на это садимся или ложимся в своём собственном «месте силы». Мы отпускаем голову в отпуск, мы погружаемся вниманием в центр груди и молча слушаем то, что внутри.
Это лучшая профилактика фальши, это чудесный способ удержать себя от перехода в автоматический режим. Ведь, при кажущейся её простоте, от аварийной брони быстро устаёшь. Устаёшь именно от неё - от собственной суеты. Внутренней и внешней.
…И поэтому когда семья собирается на очередной отдых (будь то придорожный пикник или долгий полёт в королевство Таиланд), для авто-женщины это всего лишь продолжение однажды заведённой круговерти. Ибо, как бы ей ни хотелось отдохнуть, борщ по-прежнему должен вариться, бельё - гладиться и грамотно рассовываться по чемоданам, аптечка и кремы от, для и после загара должны занять свои места в сумках, а плавки, ласты и плавательные очки для всей семьи должны устраивать всех вместе и каждого в отдельности…
Так-так-так, что же ещё? Ах, да! - в самый последний момент она не забывает втиснуть в чемодан около десятка летних нарядов и пять пар босоножек разного цвета. Думаете, ей всё это понадобится? Вовсе нет! Она делает это на всякий случай и лишь потому, что в бешеной своей круговерти просто не успела толком почувствовать: что же она сама ждёт от этого отпуска, чего она хочет и в каком именно наряде ей будет комфортнее всего.
Опять та же картина: на то, чтобы прислушаться к внутренней тишине, ну просто совершенно не осталось времени! Такси у подъезда, муж, шипя, застёгивает непослушную молнию на чемодане и бранится, что она опять набрала лишнего…
Сесть в эту минуту на краешек стула и позволить ему самому справиться с этим - для этого требуется немалая женская сила и спокойствие Мадонны. Внутренняя тишина - это слишком большая роскошь. Она случается редко. Она ценна. И именно поэтому она дарит настоящий отдых.