статья из июльской "Второй Половины". по просьбам трудящихся - кладу в сеть.
ИЗ ЧЕГО ТОЛЬКО СДЕЛАНЫ МАЛЬЧИКИ.
Что делает мальчика мужчиной и уместны ли различия в воспитательных подходах для мальчиков и девочек? Разбираемся в тонкостях зарождающейся мужской психологии вместе с экспертами и любящими женщинами.
К МАМАМ МАЛЬЧИКОВ
Наверняка каждая из нас хотя бы раз в жизни мысленно рисовала себе образ идеального мужчины. У кого-то подобные мечтания улетучились вместе с юностью и неопытностью, кто-то всю жизнь так и ищет ему соответствия, а кому-то однажды посчастливилось встретить предел мечтаний. Но сейчас речь не о принцах на конях или Мерседесах.
Становясь мамой мальчика, женщина становится Матерью Мужчины - осознавали ли это вы, мамы маленьких мальчиков? Вот он только родился - вам показывают его голенького и беспомощного, сообщая «Мамаша, сын у вас». И в этом сморщенном личике - будущие суровые складки, а в судорожно сжатых кулачках - большая сила. Желание бороться и побеждать. Естественное мужское желание быть первым, лучшее его качество - способность защищать и брать на себя заботу о тех, кто в ней нуждается.
Под этой тонкой кожицей дремлют в невидимых волосяных луковицах зачатки будущих усов и бороды, которые полтора-два десятка лет спустя будут сводить с ума ваших потенциальных невесток…
Но до щекотливых моментов мы ещё доберёмся! А пока же в вашей власти маленький мальчик, и вы можете сделать всё от вас зависящее, чтобы он вырос идеальным мужчиной. Приложить к формированию мужчины не только руку, но и любящее материнское сердце. Ведь каждая мама интуитивно ищет свой путь к сердцу будущего мужчины. Итак,
СЛОВО ЛЮБЯЩИМ ЖЕНЩИНАМ
Зайцева Наталья Анатольевна, заведующая кафедрой физики и механики Екатеринбургского Высшего Артиллерийского Командного Училища (ЕВАКУ) преподаёт физику будущим офицерам. Вместе с мужем, священником Владимиром Зайцевым, воспитывает дочь. По мнению Натальи Анатольевны, военная служба как нельзя лучше способствует развитию в юноше качеств настоящего мужчины:
- В моем понимании "настоящий мужчина" - это человек, который умеет брать на себя ответственность за себя, свои поступки и свою семью - жену, детей, может быть даже и родителей в случае необходимости. Курсантам объясняю это популярно и при каждом удобном случае. Часто привожу в пример нерадивых папаш, которые почему-то считают, что воспитание детей к их жизни никакого отношения не имеет, и призываю в ряды таких папаш не вливаться ни при каких обстоятельствах. Кстати, мальчиков из неполных семей у нас очень много, думаю, гораздо больше, чем в любом другом вузе.
Военная служба тоже учит ответственности - за проступки одного курсанта наказывается весь взвод, поэтому прежде чем сделать глупость - подумай хорошо, сколько народу в результате получит неприятностей. За достижения одного курсанта рейтинг взвода может резко вырасти.
Дисциплина необходима любому человеку, мужчине - особенно! Ведь именно ему нести ответственность за семью. Что же касается ощущения "я - один из многих", которое формируется на военной службе, то оно для любого человека свойственно и естественно. У нас в училище преподаватели очень быстро привыкают к тому, что курсанты одеты в одинаковую форму. Сами-то они все разные! Кстати, четко просматриваются бывшие кадеты - они чаще держатся вместе. Ну, а если хочешь выделиться - тут возможностей масса: можно в учебе выделяться, или спортивными достижениями, или в художественной самодеятельности.
У меня только дочь. Думаю "отдать" ее в музыкальную школу, но и сама она не против. Лично я "принуждений во благо" в вопросе выбора профессии не признаю - работа должна быть любимой, ведь там мы проводим бОльшую часть своей жизни. Духовная семинария и военное училище во многом похожи - закрытостью, обязательной формой одежды для курсантов-семинаристов, и результатом тоже похожи: человек туда поступает для того, чтобы служить. Не работать, а именно служить. И если у нас с мужем будет сын, и вдруг он выберет не военный вуз и не семинарию, а, например, театральный институт, нас не испугает даже это. Идти по стопам отца не вижу никакой необходимости - жизнь у каждого своя, путь у каждого свой.
Елена Кормильцева, философ, переводчик, журналист. Вместе с мужем Стасом воспитывает двоих сыновей. Елена уверена, что гендерные различия в подходах к воспитанию не уместны:
- Мне, честно сказать, совсем не нравится такой подход: "воспитывать мужчину" или "воспитывать женщину". Я воспитываю человека. А мальчик, девочка - какая разница? Потому и никогда не говорю сыновьям: "Вы же мальчики, будущие мужчины". Когда подобные разговоры с ними заводит их дед, мой папа, - меня коробит, но я не вмешиваюсь, потому что должны же мальчишки пронаблюдать и такую жизненную позицию :) В каждом человечке уже заложены определенные стремления и способности. Одним нравится лазать по шкафам и бороться, другим - смотреть на облака и лепить из пластилина собачек. И мы должны присматриваться к мальчику, чтобы понять, чего же хочет он и как ему помочь реализовать его желания, чтобы при этом еще и все вокруг были довольны. Есть ситуации (и их сотни на дню), в которых можно научить его терпению, научить прислушиваться к желаниям других. Есть случаи, когда мы можем укрепить его веру в себя, можем помочь понять: чего он сейчас хотел. Вопрос понимания - вообще, архиважен, важнее всех остальных.
Ведь пока ребенок маленький, то его желания и проблемы - это, по большому счету, проблемы мамы: она должна понять, чего ж ему надобно, и помочь ему это сделать. Но потом детка подрастает, и мы ждем от нее самостоятельности. Но это не просто умение застегивать пуговицы и закрывать за собою дверь туалета. Это, в большей мере, способность понять, "чего я сейчас хочу?" - и суметь это сделать. В психоанализе есть такое положение: "Понимание не избавляет от страданий, но оно делает любое страдание выносимым". И в детстве, и в дальнейшем. Если мы научим мальчика прислушиваться к себе, смело говорить о своих желаниях и потом искать пути их реализации (с учетом разных правил и норм, а также чувств и хотений других людей), то мы сделаем очень большое дело. В общем-то, это и есть база для самореализации.
Правда, это требует от родителей внимательного отношения к ребенку, а это энергозатратно :) Ведь хнычущего шестилетку можно попросту одернуть и призвать к порядку, не вдаваясь в тонкости. "Не цацкаясь". Да, таким образом мальчика вполне реально обучить ряду правильных вещей, необходимых для эффективного функционирования в человеческом мире. Будет ли он при этом счастлив и сможет ли реализоваться - это вопрос личной силы и везения конкретного ребенка. Я своим мальчишкам стараюсь проговаривать разные сложные, неясные моменты, чтобы они понимали, что я делаю, и понимали, что и зачем делают они. Язык - это сила.
Есть мальчишки, которым нравится "военизированный" стиль воспитания - как большая игра по правилам, в которой мальчик знает свое место. А есть другие мальчишки, которые в такой игре могут попросту зачахнуть. Поэтому надо смотреть на ребенка и не воспитывать из осинки апельсинку.
КСТАТИ, О ВОЕНИЗИРОВАННОМ ПОДХОДЕ
…Мне самой кажется, что желание воевать рождается вместе с мальчиком. Может быть, я утрирую, или мне «повезло» родить двух сыновей исключительной агрессивности, но как только они признали друг в друге соперников, тут же начались выяснения отношений. А произошло это очень рано. Едва младший отцепился от материнской груди и перестал быть «лялькой», он тут же принялся позиционировать себя как мальчика и начал отвоёвывать себе пространство. Примерно с двух лет он непрерывно ведёт борьбу со старшим братом - за мамино время и мамины колени, за самую клеевую машинку и самый крутой пистолет, за право пойти первым в ванную и за право последним вернуться с прогулки… Самое удивительное, что, невзирая на пятилетнюю разницу в возрасте, ни один из них до сих пор не намерен уступать, и порой это доходит до смешного.
…Когда я ходила беременная дочкой, мне время от времени хотелось плакать от того, что дома постоянная стрельба из лука, игрушечного пистолета, игры в футбол или на худой конец битьё боксёрской груши в четыре руки. Но вероятно, инстинкт самосохранения беременной женщины сделал своё дело: у меня получилось отрешиться и взглянуть на проблему философски. «Мальчишки дерутся - что ж, наверное, им не прожить без этого! - успокаивала я себя, слушая звон разбитой посуды в соседней комнате. - Говорят, также ведут себя два паука, посаженные в одну банку…»
Предложения мужа «выдрать обоих немедленно» отметались на корню - всё-таки я против рукоприкладства. Пусть уж лучше сами лупят друг друга. Поди их разбери - кто прав, кто виноват, и кого из них нужно отлупить больнее. А вмешательство родителя - это такая хитрая штука! Сколько раз убеждалась: родитель спешит к ним с миссией миротворца, а получается, выступает в роли катализатора. И часто никчемная мальчишеская ссора вместо того, чтобы затихнуть через пять минут, после родительского вмешательства перерастает в многодневное мрачное противостояние.
В принципе, мужской гормон тестостерон как раз таки отвечает за агрессию. И, проявленная в определённой степени, агрессия даже украшает мужчину (в разумных, конечно, пределах). На этом и решено было сосредоточиться - на разумных пределах. Цивилизовать их естественное желание бороться; сделать так, чтобы, выясняя отношения, они вычислили для себя пределы справедливости и, в конце концов, научились сотрудничать.
ВРЕЗКА
НЕМНОГО ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Осознание своей половой принадлежности на примитивном уровне складывается у здорово развивающегося ребёнка уже к 1,5-2 годам. К 3-4 годам ребёнок различает пол окружающих его людей. Впрочем, сделать вывод о том, «дядя» перед ним или «тётя», ребёнок может лишь, анализируя такие случайные признаки, как одежда или прическа. В 6-7 лет дети осознают необратимость половой принадлежности; мальчики и девочки по своей инициативе выбирают игры, сообразно полу. А вот различия в физиологических функциях между мальчиками и девочками отчетливо проявляются лишь с началом полового созревания (к 11-12 годам). В частности, у мальчиков к этому возрасту усиленная выработка мужских гормонов приводит к быстрому росту мышечной массы и увеличению выносливости.
И О НАСТОЯЩЕЙ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ
Многим женщинам нравятся мужчины в военной форме - и опять корни, наверное, в несбывшихся девичьих мечтаниях. Бывает, смотрит иная впечателительная мама на подрастающего сыночка: за себя постоять не может, в школе его дразнят, на турнике и трёх раз не подтянется … И сжимается материнское сердце от бессилия, и уже подступает она к мужу с нескрываемой досадой: «Совсем сыном не занимаешься! Посмотри, на кого он похож: лентяй и тюфяк! Пошёл бы с сыном хоть в футбол погонял…» А муж - что? Прикрылся газеткой на диване и отдыхает от трудовых будней.
Заботливой маме может показаться спасительной в таких ситуациях мысль «отдать ребёнка» в «хорошую компанию». Нередко из таких вот, «протестных» соображений и решается судьба человека - отдают родители его, безусого, на военную службу: пусть, мол, дисциплинируется в мужском коллективе. А за военным училищем следует военный вуз, а за ним - продолжение службы, и так - десятилетиями…
Суворовцы и Нахимовцы
Суворовские военные училища были созданы в годы Отечественной войны, когда перед государством встала необходимость позаботиться о детях своих защитников. Специально разработанная система военно-патриотического воспитания суворовцев была призвана прививать им интерес к будущей военной профессии, воспитывать дисциплинированность, исполнительность и патриотизм.
Сегодняшние Суворовские училища дают среднее школьное образование и одновременно готовят своих воспитанников к поступлению в высшие командные военные училища Сухопутных войск. К поступлению в высшие военно-морские военные заведения готовят Нахимовские военно-морские училища. Если выпускник военного училища не поступает в военный ВУЗ, он может, конечно, отправиться в любой другой ВУЗ, но тогда он принадлежит призыву наравне со всеми - учёба в СВУ не будет иметь значение, он будет призван в качестве рядового на общих основаниях. Курсанты военных училищ не считаются военнослужащими.
В годы войны мальчики поступали в военные училища после 4-го класса. Сейчас - с 15-ти лет.
Кадеты
Впрочем, совсем не обязательно ждать 15-ти летия, чтобы поступить на военную службу. С конца ХХ века в России возрождается сеть кадетских корпусов.
«Кадет» - от французского «cadet» (младший). Так называли в феодальной Франции и Пруссии молодых дворян, служивших в армии в солдатских чинах (ефрейтор, сержант) до их производства в офицеры. Первый российский Кадетский корпус был создан в 1732 году указом императрицы Анны Иоанновны. Он готовил кадры для государственной службы на военном или гражданском поприще. В нем обучали детей от 5-6 до 18 лет. Все кадетские корпуса были расформированы советской властью. В 1943-м в приказе о создании в стране Суворовских и Нахимовских военных училищ для подростков Сталин сделал приписку: «по типу кадетских». Однако, так как слово «кадет» прочно ассоциировалось с царскими военными училищами, советские назвали суворовскими.
Основное отличие кадетского образования - элитарность, ведь в царской России кадеты были наиболее приближены к императорским особам. Основной принцип служения кадета: «Вера - Богу, Жизнь - Царю и Отечеству. Честь - Никому!». К слову сказать, в последнее время в кадетских корпусах стали появляться и взводы для девочек - их также приобщают к военной службе с 10-ти летнего возраста.
Дисциплина не для всех
Психологи, впрочем, отмечают, что построенное на жёсткой дисциплине воспитание подходит не всем. Как есть мальчишки своевольные, которым необходима жесткая рука, иначе из них могут вырасти преступники, так есть и мальчики невротичные, чувствительные, да и откровенно больные. Они могут не выдержать серьезных нагрузок, и в условиях военного училища нервные заболевания могут только усугубиться.
С другой стороны, подростковый возраст - это то самое время, когда ребёнок (особенно мальчик) как никогда нуждается в дисциплине. Правила, которые ребёнок будет выполнять, не просто слепо повинуясь приказу, а с радостью и удовольствием, можно вводить и в семье. Ведь правила дают ему чувство стабильности и уверенности. А главное, правила - это то, что иногда можно нарушать.
БЕСЕДЫ НА «СКОЛЬЗКИЕ» ТЕМЫ
Сигареты
Простое и изящное решение проблемы нашла моя подруга, мама двоих сыновей. Однажды один из её мальчиков, стоя в задумчивости на балконе, обнаружил забытую кем-то из взрослых гостей пачку сигарет. Ему не было на тот момент и семи лет, но, считая себя вполне состоявшимся человеком, а главное, с абсолютным доверием к маме он сообщил: «что-то так курить хочется!» Мама не растерялась: «хочешь попробовать прямо сейчас?» Получив утвердительный ответ, она подала сыну зажжённую сигарету. В полном молчании ребёнок сделал попытку затянуться. (Нужно отметить, что оба участника происходящего были совершенно серьёзны!) Как и следовало ожидать, мальчику не понравилось - он вернул маме сигарету со словами: «знаешь, пожалуй, мне не нравится курение».
Ключевое в этой истории - доверие, с которым ребёнок, во-первых, к своей маме обратился, и во-вторых, не побоялся при ней затянуться. Он знал: его не будут ругать и отчитывать, ему не станут читать длинные лекции - да в тот момент они бы и не оказали нужного эффекта. Ребёнок хотел - и он попробовал. И уже много позже моя подруга как бы невзначай упомянула в одном из разговоров с сыном о вреде курения. И сын поддержал её: «да и к тому же курить совсем неприятно».
К этой поучительной истории осталось добавить лишь одно: многолетние исследования показывают, что детские конфеты и жвачки в форме сигарет значительно увеличивают вероятность того, что ребёнок будет курить во взрослой жизни.
Алкоголь
Во многих семьях принято не только усаживать детей за одним праздничным столом со взрослыми, но и наливать им! Пусть сок или морс, но в фужеры для вина. И дети чокаются бокалами, поднимая их вместе со всеми. Между тем, всё те же психологи предупреждают о недопустимости подобной «настольной игры в демократию». Это взрослым понятно, что в стакане - сок. А детская фантазия превращает его в напиток покрепче. Важный барьер внутри преодолён, и подсознание ребёнка прочно связывает употребление алкоголя с атмосферой радости и праздника.
Чтобы алкоголь не стал нормой, запомните правило любого застолья - взрослые отдельно, дети отдельно. И никакого «детского шампанского»! Пока одни празднуют, другие играют. В лучшем случае - сок из обычных стаканов.
Позднее, чтобы ваш сын не потянулся к рюмке (или банке с пивом или алкогольным коктейлем), чутко следите за его психологическим состоянием. Дети-одиночки чаще испытывают потребность в возлияниях, ведь алкоголь помогает раскрепоститься и успокоиться. У замкнутых детей, по словам психологов, существует синдром дефицита удовлетворенности - функциональная недостаточность отделов мозга, которые связаны с эмоциями и получением наслаждения. Алкоголь и наркотики, поступая в организм, временно стимулируют эту область. А как сделать так, чтобы стимул радоваться был всегда? Вот тут-то родители и должны проявить свою фантазию.
Про «это». Когда положить презерватив в кармашек
И тут я опять сошлюсь на авторитеты. Великолепный журналист, уже цитировавшаяся нами ранее мать двоих сыновей Елена Кормильцева создала цикл статей на тему «Как рассказать ребёнку о сексе». Приведу несколько полезных цитат, которые полезно взять на вооружение родителям как мальчиков, так и девочек:
«КАК НЕ НАДО рассказывать ребенку о сексе:
* не надо специально сажать ребенка напротив себя в позе послушного ученика и говорить: «Пришло время тебе узнать о сексе»;
* не надо мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал вас самих за чем-то неприличным; не надо начинать хихикать и делать большие глаза;
* не надо окрашивать ваш разговор в специфические тона, нагнетать особые эмоции; и вообще, не надо транслировать свои чувства, если ребенок об этом не спрашивает отдельно;
* не надо замалчивать эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа: «Это тебе еще рано», «Подрастешь - узнаешь» или, вообще: «Где это ты нахватался таких вопросов?»
* не надо затягивать разговор о сексе; ребенок способен сосредоточиться на 3-7 минут, и лучше оставить его «дожевывать мысль», чем утомить своей дотошностью;
* не надо делать из секса культ, снабжая ребенка тоннами «предохранительной информации во избежание», шокируя его сильными образами, к восприятию которых он еще не готов;
* не надо «спрашивать урок», чтобы удостовериться, что ребенок запомнил ваши наставления.
А на вопрос КАК НАДО рассказывать ребенку о сексе, психологи отвечают: просто и честно. Как об устройстве будильника или электрическом токе…»
«12-14 лет: В этом возрасте нужно ответственно вскрыть тему контрацепции: либо обсудив вопрос с подростком, либо снабдив его печатными руководствами к действию. Ведь 14-16 лет - это возраст первых свиданий. Высока вероятность узнать, что же это такое - секс, о котором столько говорили... Постарайтесь загодя поднять в его глазах презервативы: все-таки, это самый адекватный для молодых людей метод контрацепции. .. в мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности…»
МАЛЬЧИК - МУЖЧИНА В БУДУЩЕМ ИЛИ УЖЕ СЕЙЧАС?
Так получается, что мужчин у нас с детства воспитывают в основном женщины: если в вузе или в школе время от времени ещё всё-таки встречаются преподаватели-мужчины, то «усатый нянь» в детском саду - это нечто из области кинематографа. Способны ли женщины сформировать настоящего мужчину? И что это всё-таки такое - «настоящий мужчина»? Попросим подвести итог психолога Татьяну Антропову:
- Это человек, который может взять ответственность на себя и не боится трудностей. Сильный внутренне, неважно, какая задача стоит перед ним, и чем он занимается - музыкой или боксом. Становление мужчины - это осознанный труд маленького мальчика. И задача родителей - научить его не бояться сложных ситуаций, относиться к ним не как к проблемам, а как к задачам, которые надо решить. Установка «что бы ты ни делал, ты станешь успешным в выбранной области».
- Получается, мы ориентируем человека на успех в целом. Но как всё-таки быть с формированием настоящих, «мужских» качеств?
- Нужно помнить, что до семи лет дети так устроены, что они безусловно принимают все ценности и установки матери, перенимают её отношение к миру, и в том числе - к отцу. В театре говорят «короля играет окружение». Так и в семье - за формирование положительного отношения к отцу отвечает мама, она создаёт тот ореол вокруг отца, благодаря которому дети видят его сильным, умным, успешным. Пусть на самом деле это не всегда так, но мама может акцентировать внимание ребёнка на тех положительных качествах мужчины, которые у него всё-таки есть.
- Так что, говорить ребёнку о том, чего нет на самом деле, даже если папа работает дворником?
- В том-то и дело, что по большому счёту всё это - условности, навязанные обществом. Почему мы решили, что папа обязательно должен зарабатывать деньги, а мама - вести хозяйство? Если в семье ситуация обратная, мама имеет успешный бизнес, а у отца лучше получается вести хозяйство и водиться с детьми, и если ситуация всех удовлетворяет, мы должны принимать её! И подчёркивать позитивную роль каждого члена семьи. Пусть папа водится с детьми (или подметает улицы), но он при этом остаётся самым умным, самым сильным и самым смелым. Остаётся тем человеком, к которому мама (и вместе с ней дети) всегда обращается за помощью и поддержкой.
- Как быть с распространённой установкой «не плачь, ты же мужчина»?
- Я не могу сказать, что это полезная установка. Это относится скорее к сфере традиций. Но это может быть и неплохо. Это придаёт мужчинам некий ореол сокровенности, святости. Даёт мальчику ощущение причастности к сообществу мужчин - то есть сильных духом. Но, произнося такие вещи, важно правильно расставить акценты. Мы не ругаем мальчика за то, что он дал волю слезам, - мы предлагаем ему стать взрослее, сильнее. Перестать расстраиваться из-за ерунды, взять себя в руки, и стать ближе к тому идеальному образу «настоящего мужчины».
- Какова роль отца в воспитании мальчика? Может сложиться впечатление, что ему самому ничего делать не надо - образ «идеального мужчины» его грамотное окружение сформирует и без него…
- Это неверно. Мать и другие родственники конечно, должны поддерживать авторитет отца в глазах ребёнка, но это не снимает ответственности с него самого. Интерес и стремление к роли отца мальчик может сформировать, только наблюдая отца в повседневной жизни, а также в процессе совместной деятельности. Пусть общения будет не так много (10 минут в день), но чтобы оно было содержательным и конструктивным. Это - и колоссальный труд для папы, ведь нужно не раздражаться, если сын чего-то не умеет, и терпеливо отвечать на его вопросы. Но сын должен знать: с папой можно не только весело провести время, поваляться и подраться, но именно к отцу можно обратиться и за решением сложных вопросов. Очень хорош с этой точки зрения воспитательный ход, когда мама не спешит сама разобрать сложную ситуацию, а говорит: «подожди, придёт папа, и мы обсудим этот вопрос». Не «папа накажет тебя», - а папа поможет нам решить, что сделать. Папа должен быть для ребёнка олицетворением санкций, правил, действующих в обществе. А мамам я бы советовала лишний раз смирить свою гордыню и никогда не критиковать мужа в присутствии ребёнка. Если мы на словах расписываем сыну, какой папа сильный и умный, и при этом продолжаем «пилить» и критиковать отца, ребёнок видит расхождение слов с действительностью. Если мама не согласна в чём-то с отцом - это можно обсудить без участия ребёнка. Если какие-то действия папы вызывают недоумение ребёнка, ему нужно объяснить: папа - тоже человек, хотя и сильный. Не сдержался, устал, повысил голос. Это исключение, подтверждающее правило. Каждый имеет право ошибаться, а близкие для того и нужны, чтобы прощать человека в таких ситуация.