Написать этот пост меня вдохновили регулярные вопросы людей как незнакомых, так и друзей, которые можно сформулировать примерно так: «Ну сколько можно сидеть на одном месте? Вы яхтсмены или как? Если вы на яхте - двигайтесь, ходите, нечего вам закисать в вашей очередной «Панаме».
Наши долгие стоянки воспринимаются многими, как некое недоразумение, потеря времени, людям, которые дают нам советы или ожидают от нас чего-то, кажется, что мы как-то неправильно распоряжаемся своей жизнью.
В связи с этим хочу пояснить общую идею круизинга, в том виде, в котором видим ее мы, живя на яхте уже много лет и пообщавшись с сотнями людей, путешествующих на яхтах, а также то, как нравится воплощать эту идею нам.
Яхтенная стоянка Лас-Бризас (Панама-Сити).
Прежде всего заявлю немыслимое: для большинства круизиров, то бишь народа, живущего на яхтах, морские переходы - это стресс и большое напряжение. По большей части люди покупают яхту (переезжают на яхту) не для того, чтобы бесконечно бороздить на ней просторы мировых океанов, а для того, чтобы на ней просто жить. Яхта - это комфортабельный дом, который может быть перемещен в удобное для жизни место, где по большей части люди пенсионного возраста проводят месяцы, а точнее столь долго, сколько им позволяют полученные в эмиграционных службах разрешения. Конечно, есть те, кто хочет смотреть мир, и они периодически перемещаются от одной гавани к другой, а то и океаны пересекают, но таковых, я думаю, меньшинство. Огромная часть крейсерского (круизного) флота, базирующегося в Панаме - это люди, которые месяцами не снимаются с якоря, наслаждаясь жизнью и общением с себе подобными, а если и поднимают якорь, то в основном для того, чтобы переместиться в соседний Эквадор, где они продолжат сидеть вечерами в баре, беседуя на английском с коллегами-яхтсменами. Перебазировавшись в Эквадор, мы обрели здесь примерно ту же самую компанию, которую знавали в Панаме, а кто-то за время нашего знакомства уже успел мотануться туда-сюда уже пару раз, таким образом, решая визовые проблемы.
Мы не принадлежим к этой категории яхтсменов, не посещаем баров и если и общаемся с соседями, то хотя и с удовольствием, но на бегу или под конкретный запрос - в каждом месте, где мы оказываемся, у нас всегда катастрофическое количество дел, часть из которых обусловлена семейно-ремонтно-бытовыми причинами, часть вытекает из нашего интереса к миру и к тому месту, в котором мы оказываемся. Потому как любая новая гавань сулит нам такое количество открытий, внешних и внутренних, что отказаться от них, нам кажется чем-то сродни плевка в лицо судьбы, которая предоставила нам шанс оказаться в очередном месте, куда, может быть, мы никогда не вернемся, и где живут люди, которых мы никогда не встретим. В этой ситуации мы чувствуем себя в большей степени этнографами или психологами, нежели яхтсменами. Яхта для нас - это инструмент, который позволяет нам в тот момент, когда мы почувствуем относительную завершенность нашего пребывания в определенной точке, переместиться в другую, где мы также захотим остаться на какое-то время для того, чтобы пообщаться с людьми, выучить язык, если мы его еще не знаем, вникнуть в культуру, написать статьи, главы книги, снять фильм. Да, мы занимаемся яхтой, ремонтируем ее и т.д. но это не совсем то, что входит в сферу наших интересов и является доминантой нашей жизни. Яхта и яхтинг для нас - не цель, но средство, дающее возможность реализовывать наши духовные и познавательные цели.
У нас нет амбиций в какие-то там сроки завершить кругосветку в каком-то там пункте, для того, чтобы прикрепить себе медаль на грудь или вставить серьгу в ухо. Мы уже пересекали океан и у нас нет фетиша погружения в атмосферу длительных переходов. Конечно, если мы хотим оказаться в какой-то привлекательной для нас точке, то мы сделаем переход, но это будет что-то типа необходимого зла - так любому надо сесть на поезд и провести в нем несколько часов для того, чтобы доехать из Петербурга в Москву или наоборот, но никому же не придет в голову романтизировать поездку в поезде, делая на ней акцент, игнорируя при этом наличие Эрмитажа и Невского проспекта. И никто не станет спрашивать человека, любующегося в Санкт-Петербурше белыми ночами, когда же он наконец, снова сядет в поезд и будет ехать, ехать, ехать… Так вот переход на яхте для нас - это своеобразный поезд, который нужен для того, чтобы переместиться из точки А в точку Б, потому что нас привлекает точка Б, но совсем не потому, что мы любим поезда. Конечно, мы всегда найдем чем себя занять и в поезде и постараемся получить максимальное удовольствие из процесса поездки, но это не значит, что мы будем бесконечно стремиться там оказаться. А яхтенный переход по нагрузкам - это нечто куда более серьезное, чем поездка в поезде, и, безусловно, есть любители испытать себя, погрузить себя в зону дискомфорта и т.д и т.п., но мы к таковым не относимся.
Да, мы путешественники, но мы также чувствуем себя и естествоиспытателями, которым для того, чтобы узнать что-то о месте, где они оказалось, нужно время. Секреты культур не приоткрываются с наскока, туристические достопримечательности часто не отражают реальной культуры, визит в известный зоопарк или собор, который посещают все, конечно интересен, и кому-то хватит трех дней для того, чтобы осмотреть Мадрид, потому как: «а что там делать-то еще, я уже все видел». А вот для того, чтобы подружиться с кем-то из местным, провести часы в беседах с разными людьми, исповедующими противоположные мнения, залезть в глубинку и посмотреть, как живут люди там, пожить также, как они, разговаривая с ними на одном языке, прочувствовать их радости и горести, вникнуть в атмосферу места, вот для этого нужно время. И не неделя и даже не месяц, а значительно больше. И это именно то, что нам интересно.
А тот факт, что нашим домом является яхта, собственно, ничего не меняет в нашем отношении к жизни. Просто накладывает определенные условия, обуславливая часть нашего времяпрепровождения, и в конечном итоге, расширяя наш жизненный опыт и границы познанного. Ведь именно ради этого мы и живем.
Яхтсмены говорят, что яхтинг - это обслуживание и ремонт яхты в интересных точках планеты.