Главный секрет образования и воспитания детей или психологические эквиваленты трансформационного устройства человека.
ПРЕАМБУЛА. Когда мы, как родители, говорим об образовании и воспитании собственных детей, то обычно мы с удовольствием рассуждаем и обсуждаем вопрос о соответствующих т е х н о л о г и я х такого образования и воспитания (раннее развитие, школьной и внешкольное обучение, моральное и нравственное развитие и т.д). Трудности возникают, если задуматься вопросом о том, ЧТО именно в целостном человеке, нашем ребенке, является о б ъ е к т о м к которому прикладываются, на которой воздействуют эти технологии.
Если мы задумаемся об этом, то в сознании всплывет такая мешанина терминов - личность, сознание, духовность, принципы и т.д., что проще вообще перестать задумываться об этом, полагая, что «правильная» методика сама найдет к чему приложиться.
А между делом это - ключевая ошибка любой семейной педагогики: даже замечательная технология, примененная «не к тому» элементу устройства воспитуемого
может, в лучшем случае, быть малоэффективной, а в худшем - способствовать развитию того, что развивать совсем не нужно. Еще Дон Хуан говаривал, что магия - это приложение силы к ключевому звену. Поговорим о педагогической магии в таком ключе (конечно, для упрощения задачи), что мы, родители, дескать, имеем «силу» (т.е. воспитательную и образовательную технологию или их россыпь), и хотим разобраться к какому «ключевому звену» эта сила должна прилагаться (и прилагается, независимо от нашего желания, коли мы уж взялись за свою родительскую работу!).
ТЕЗИС. В человеке - объекте воспитания, образования и развития (в ребенке, в частности) есть ч е т ы р е ключевые звена, к которым необходимо приложить соответствующую силу: СОМАТИКА (тело: половозраст и психосоматика), ПСИХИКА (душа: интеллект и сознание), ЛИЧНОСТЬ (дух: цели и взаимодействие) и ДУХОВНОСТЬ (судьба: индивидуальность и предназначение).
При этом тело - это повозка, носитель всех прочих свойств, залог существования в плотном мире. Душа - это окружающий пейзаж, по которому катит повозка, то, что «живет» и использует тело для своей жизни. Дух - это возница, который определяет, куда рулить. Судьба - это смысл существование и возницы, и телеги и дороги, по которой она едет).
Для того, чтобы сформировать полноценного, гармоничного, смыслового и ценностного человека нужно во-первых, четко осознавать в своем ребенке (а до этого в самом себе) эти составляющие, чувствовать и понимать динамику их трансформации а во вторых, необходимо подобрать адекватные педагогические технологии к каждому их этих составляющих. Важно: если в силу неосознания родителем каких-то частей этой целостной (системной) структуры, он не обеспечил соприкосновение ребенка с каким-то из четырех формирующих потоков, то в итоге из ребенка получится взрослый,, который в лучшем случае потратит целое свое воплощение на «исправление» недоразвитой части (частей) своего существа, а в худшем (и наиболее распространенном) случае, просто передаст это своим детям в качестве «семейной кармы».
РЕШЕНИЕ. Считаю важным каждому человеку, заинтересованному как в развитии себя, так и в совершенствовании ближних (будь они ваши родители, дети, супруги или соседи), отрефлексировать данные составляющие человеческой природы и осуществлять непрерывное наблюдение за их динамикой, как у себя, так и ближнего - раз! И начать осознанно подбирать и использовать «технологии» для трансформации как каждой из этих составляющих по отдельности, так и в их взаимодействии - два!
ЧАСТЬ 1 . Психологические эквиваленты ДУШИ.
«Чтобы судьбу как задачку решить,
Мало постигнуть азы мирозданья.
Есть еще образованье души -
Самое высшее обрпазованье»
АД
Логично было бы начать с анализа тела, но «возьмем быка за рога» и поговорим о самом непосредственно переживаемом нами компоненте целого человека - душе. Уясним весьма полезную идею «психологического эквивалента»: человек - это бесконечность. Число его энергий, свойств, а также ракурсов рассмотрения бесчисленно. Чтобы, анализируя «бесконечно-конечное» существо, каковым является человек не запутаться, постулируем, что совершенно любое свойство или составляющую человека можно описать на разных языках: философском, математическом, биологическом и т.д. Вспомним принцип голограммы: «в одной пылинке содержатся тысячи Будд», иначе говоря, каждый объект содержит в себе ВСЮ мыслимую совокупность свойств. Для нашего рассуждения оставим в стороне философские, метафизические, социальные и т.д. характеристики, а сконцентрируемся на психологических. Будем под ними понимать те психические процессы (ощущения, память, внимание и т.д.), состояния (сон, ясное сознание, измененное сознание и т.д.) и свойства личности (экстраверт, гордец, правдолюбец и т.д.), которые обеспечивают взаимодействие человека с миром, другими людьми и самим собой!
Итак, психологическим эквивалентом души являются ИНТЕЛЛЕКТ и СОЗНАНИЕ. Именно эти два компонента мы чаще всего имеем ввиду, когда говорим о развитии и образовании ребенка.
Именно их полезно иметь ввиду, когда мы спрашиваем себя, ЧЕМУ главному мы можем и должны о б у ч и т ь наших детей и ЧТО в них р а з в и т ь, чтобы подготовить их к любой судьбе, которую они себе пожелают выбрать в социуме (матрице), либо вне его. Для понимания этих реальностей полезно сформировать в своем родительском сознании различие СТРУКТУРЫ и СОДЕРЖАНИЯ образования. Эти реальности часто путаются нами, родителями, что порождает хаотический подход к образованию и развитию детей. А ЦЕЛИ такого образования и развития и подавно существуют в родительском сознании чаще всего в интуитивной, не вполне осознанной форме, что может привести к тому, что, наш ребенок вырастает вооруженным разнообразными знаниями и способностями человеком, не знающим, к чему их применить, либо раз за разом применяет их к тому, что не приносит ему ни счастья, ни удовлетворения..
СТРУКТУРА - это те способности человека, которые есть и н с т р у м е н т ы познания, переживания и действия. Они НЕ имеют отношения к вопросу, ЧТО он думает, чувствует, достигает. Они связаны с тем, КАК он это делает.
СОДЕРЖАНИЕ - это то, что отвечает на вопрос ЧТО! Это то, ЧЕМ оперируют элементы структуры. Это - образы, информация, элементы переживаний и чувств, мысли и решения..
Введем понятие ИНТЕЛЛЕКТА, но не так, как его понимают многие - способности мышления, а как ИНТЕГРАТОРА всех психических механизмов человека. В этом смысле интеллект объединяет четыре базовых компонента психики: воспринимающую, переживающую, мыслительную и волевую. Интегрируясь по два компонента, они дают внимание и память, которые, интегрируясь в свою очередь, дают ИНТЕЛЛЕКТ - интегратор психических механизмов человека.
СОДЕРЖАНИЕ - это общественно-исторический эквивалент интеллекта, то, что называется СОЗНАНИЕМ. Это - совокупность знаний человечества и отдельно взятого человека. Именно этой совокупностью, которая начинается с простого ощущения (например, укола или запаха), переходит в образ, затем в мысль, слово, побуждение или интуицию, и оперирует структура (восприятие, эмоции, мышление и т.д.).
Выстраиваем картину воспитательного процесса:
1. ребенку надо помочь развить ВСЮ систему психических процессов, от ощущений до абстрактного мышления и творческой интуиции, осознавая, что более «низкие» процессы (ощущение, эмоции), не менее важные, чем более «высшие», ибо последние целиком и полностью надстраиваются над первыми и зависят от их качества! Если родители не развили у ребенка способности к восприятию, но вложились в абстрактное мышлении, то может получиться всем знакомый образ «рассеянного профессора», который способен к фантастическим математическим, например, операциям, но почти не чувствует мир и людей вокруг себя.. Если не развиты чувства, то может получиться безжалостный сухарь, успешный в обществе, но не способный к эмпатии и любви и идущий по головам других к своим эгоистическим целям..
2. ребенку нужно помочь насытить структуру адекватным содержанием: не только вложить правильную и разнообразную информацию, но дать опыт самых разных телесных ощущений и эмоциональных состояний (здесь есть отдельная важнейшая тема об охранении чувств, выделяющая некоторое содержание, которое м.б. полезно для социальной успешности ребенка, но губительно для его духовного состояния, но это предмет отдельного разговора). Здесь мы говорим о «картине мира» - насыщении сознания ребенка самыми разными содержаниями, которые в идеале должны сформироваться в концепцию «вненаходимости», т.е. способности работать с различными, часто внешне противоречивыми знаниевыми потоками, не привязываясь ни к одному из них (это также предмет отдельного разговора).
До настоящего момента наше рассуждение касалось, так сказать, структурных, технологических элементов, знания об устройстве психики, споры о каковом носят обчно локальный зарактер в среде соответствующих узких и скучных специалистов. Теперь настало время того, что называется ЛИЧНОСТНЫМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ, позиции, которая есть у каждого человека, в которой мы все «сами себе на уме»! Я хочу высказать свое частное мнение о ЦЕЛЯХ развития структуры (психики) и содержания (сознания) для ребенка, которому я, как родитель (очень рискованно, исходя из своих интуиций и собственной судьбы) хочу пожелать жизнь не успешного социального функционера, отлично устроившегося в матрице и научившегося ее правильно «доить» для удовлетворения своих сформированных этой же матрицей похотений.. Я хочу пожелать этому (скажем, пока, гипотетическому) ребенку стать свободным существом, доминирующим внутренним состоянием которого является ВНИМАНИЕ к миру и ЛЮБОВЬ к каждому его проявлению, а также связь с ВНЕВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЙ, которая по необходимости всегда несколько эзотерична, неподвержена сиюминутным (в историческом плане) властным и корыстным порывам бесстыдных государств и режимов. А также хочу пожелать ему быть в непрерывном контакте со своим Ангелом, своей Со-вестью, связывающей его со Творцом и мягко направляющей его Путь и Судьбу так, чтобы реализовывалась его созидающая роль во всемирно-историческом процессе развития Божественного Замысла.
Сказанное выше - принципиально субъективно: каждый родитель рисует себе свой образ такой мета-цели для своих детей! Важно, чтобы этот образ рисовался, осознавался, непрерывно корректировался, а также, чтобы реальное положение ребенка на лестнице своего развития сравнивалось с таким образом. Еще раз: описанное «предложение» не есть «правильное» или «хорошее». Оно правильно для некоего данного конкретного родителя! Другой родитель имеет полное право желать своему отпрыску стать черным гением, диктатором или чиновником на службе тоталитарного режима.. Мы сейчас говорим о структуре, вынеся нравственные и любые другие оценки за скобки: что и как надо сделать, чтобы этот пресловутый родительский образ (а каждый ведь хочет своему ребенку лучшее, на что набрел он сам) реализовался в жизни ребенка!
Итак, в моем субъективном пространстве, в соответствии с тем голосом своего Ангела, который я слушал всю жизнь, я полагаю, что главной целью Образования в плане развития структуры (психики, интеллекта как интергратора), является раскрытие в ребенке способности к переносу в плотный мир форм мира тонкого, будь то картины, стихи, музыка или инженерные проекты. В своей, свойственной почти любому родителю самоуверенности (исходящей из доверия своему Ангелу), я иногда полагаю, что это есть и УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: определения того творческого канала (каналов) между «этим» и «тем» миром, которые в силу изначального устройства именно данного ребенка подлежат у него наибольшему раскрытию, а также последующее формирование его способностей к такому переводу. Тонкий мир - мир в котором есть потенциально все мыслимые формы, знания и т.д. Чтоб эти формы перешли в наш мир и послужили в нем, нужен человек, чьи психические структуры в силу его образования развиты и настроены так, что такое перевод становится возможным! Более того, сам человек, осуществляя его, находит свою жизненную реализацию и ощущает себя инструментом Создателя и позитивной (или негативной, но - важной) силой в развитии мира и человеческого сообщества!
Понимание этой задачи может значительно структурировать процесс развития ребенка, сосредоточиться на главном, что будет далее составлять смысл его взрослой жизни! А также «отобрать» соответствующие технологии и не тратить внапрасную время его молодой жизни!
Остается (в основном для себя) ответить и на второй (гораздо, кстати, более сложный) вопрос: а какова цель формирования СОДЕРЖАНИЯ, каково оно должно быть?
Мой ответ таков: внекультурное познание!! Через свои педагогические институты Матрица довольно успешно убедила всех, что Знание в обществе передается через ЗНАК (слово, цифру и т.д.). Поэтому, чтобы стать «образованным», надо а: изучить имеющиеся знаковые системы и б: освоить тексты, созданные ранее живущими (а порою, и теперь) «гениями» человечества! Вот это -то (владение языком и текстами, написанными на нем и, естественно, хитроумно отобранными и подобранными матрицей) и делает человека «образованным». Именно таким матрица предлагает всяческие блага в своей структуре и их устами клеймит иных (т.е. воспитывающихся и образовывающихся на формах из ино-бытия).
Сделать с этим что-то не так просто, НО, давайте хотя бы назовем зверя его именем: ЗНАНИЕ В ЭТОМ МИРЕ ПЕРЕДАЕТСЯ НЕ ЧЕРЕЗ ТЕКСТЫ, А НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ЭГРЕГОРА - В ГОЛОВУ И ДУШУ ВОСПРИНИМАЮЩЕГО!!!! Т.е. (внимание, сейчас будет страшно): чтобы приобщиться ко всей необходимой совокупности знаний человечества не обязательно читать книги и получать дипломы в матричных учебных заведениях. Достаточно «пробить» канал для потока знаний в подсознание и далее, сознание, ученика напрямую из тонкого мира, из эгрегора!
Тогда возникнет феномен, на самом деле очень близко знакомый (и всегда бывший знакомым) миллионам людей: знание «всплывает» в голову как бы ниоткуда… И всплывает оно охваченное целой сетью разнообразных связей со всем прочим знанием (т.е. в голографичной форме).
Такая «образовательная парадигма» в утилитарном смысле, конечно, нужна матрице, осознанно заинтересованной в главном: в вытаскивании «технологий» из тонкого мира и в последующем выжимании их них денег и власти для своего личного пользования… Но это крайне опасно, т.к. с «правильными» знаниями в голову неизбежно затекут и «неправильные», т.е. вскрывающие подлую и манипулятивную сущность матрицы и угрожающие ей самой.
Развитие информационного пространства в 21 веке особенно в странах с тоталитарными режимами последовательно приводит к тому, что любые подобные мысли и инсайты будут объявляться «экстрем…ом» и оперативно удаляться из информационного пространства матривчан.. Уже сейчас видно, что матрица привлекает к подобному контролю за идеями невероятные ресурсы…
Однако, пока еще есть некоторое время, когда «альтернативное образование, анскулинг и т.д. все еще возможны, и до того, когда придется окончательно переходить в подполье желающим, так сказать, расширить образовательные рамки, которые предлагает Система, еще может быть воспитано одно-два поколения детей!
Это означает, что нужно всем миром (очень, конечно узким и причудливым миром, который Матрица будет стараться все более и более дискредитировать, контролировать и наказывать) интенсивно искать адекватные пути «внекультурного познания» во всех областях, включая физико-математический и компьютерный hi-teck и я приглашаю всех, кому близка такая направленность мышления интенсивно делиться опытом и коллекционировать соответствующие «альтернативные» технологии на благо гармонии и будущей свободы наших детей!