От одного из наших друзей нам пришло вот такое письмо.
"Совершенно случайно в одном из старых яхтенных журналов год наверно за 2009, наткнулся на заметку одной девушки о том, как часть детства она провела на яхте, путешествуя по Латинской Америке с родителями и сестрой. Вернее, статья не о путешествии как таковом, а о возвращении на "большую землю" после 4 лет приключений, и о том, с чем ей пришлось столкнуться. Мне показалась статья интересной, и я ее перевел в меру своих скромных сил. Мне кажется, читателям вашего блога может быть интересно почитать так сказать "из первых уст"."
С удовольствием публикую перевод статьи.
Когда мы нашли и купили Nyapa, она находилась в Пуэрто Ваярта, Мексика, в месте, о котором я раньше никогда не слышала. Раньше, чем я успела закричать «Эй, постойте!», мы уже входили на борт самолета, который направлялся в Мексику, чтобы начать нашу путешествие по Латинской Америке.
Следующие 4 года мы провели, путешествуя под парусом в Мексике и Центральной Америке. Мы торговались за фрукты на мексиканских рынках, помогали строить дома для бездомных в Сальвадоре, путешествовали на грузовике с курами в Гватемале, исследовали дождевые леса Коста Рики, убегали от диких свиней на пляже в Панаме. Наша жизнь как детей вращалась вокруг коралловых рифов, серфинга, и мы прекрасно научились отлынивать от наших двух часов «домашнего образования» в день. Мы научились ходить под парусом, грести на байдарке, водить тузик, стоять вахты и забираться на мачту. Мы подружились с другими детьми и создали наш собственный язык и систему коммуникации с помощью флажков. То есть мы жили яркой, насыщенной жизнью «яхтенных детей». Сейчас, когда я учусь в школе «на суше», я принимаю наше «домашнее образование» со смирением и вижу, насколько оно было лучше. Прибытие во Флориду в тот день ознаменовало начало новой жизни для меня - жизни «яхтенного ребенка», выброшенного на берег.
Для многих яхтенных семей приходит время, когда родители, под влиянием «заботы о детях» (как они ее понимают) решают вернуться в свои страны, говоря, что их детям нужно интегрироваться в общество, завести друзей и учиться у профессиональных учителей. Но для многих детей этот переход к новой жизни непрост. Когда они путешествовали на яхтах в дальних странах и экзотических местах, они адаптировались к круизерской культуре. Возвращение к жизни на суше, будь то в США, или в других местах, не бывает легким. Для меня и моей сестры, возвращение в США и «настоящую» школу, было как если бы нас бросили в лабиринт без карты. Все вокруг было очень запутанно, с кучей тупиков.
Есть много вещей в сухопутной жизни, которые очень отличаются от морской. На море люди принимают жизнь намного полнее и серьезнее. На суше, каждый нюанс или минута исчезает в потоке времени. Как мне сказал другой бывший яхтенный ребенок, «Здесь ты беспокоишься о том, будут ли у тебя проблемы из-за того, что ты забыл решить последний пример в домашнем задании по математике, и это самая серьезная из твоих проблем. Там, ты беспокоишься о том, не образовалась ли течь в корпусе после того, как прошлой ночью твоя яхта налетела на камни, и не усилиться ли течь так, что яхта затонет».
Стиль жизни круизеров намного более расслабленный, чем на земле. Когда ты путешествуешь на яхте, «шухер» стоит поднимать только ради реально опасных ситуаций. Однажды я слушала SSB когда какой-то мужчина спросил, как можно избавиться от змеи. Оказалось, что на борт его яхты, когда он стоял у пристани в Картагене, Колумбия, заполз питон и решил, что ему нравится жить в моторном отсеке. Я видела детей, которые на суше больше беспокоятся о последнем домашнем задании, чем тот яхтсмен об опасной змее на борту.
Жизнь на борту более текуча и менее структурирована, чем на суше - по крайней мере, для моей семьи. Мы с сестрой редко когда встаем раньше 8 утра. Мы едим завтрак, купаемся, и потом грызем гранит науки во время двух часов занятий, прежде чем мы покидаем яхту и направляемся на местный пляж или коралловый риф. А вот чтобы ходить в школу в штате Нью Йорк, надо вставать в 6 утра, потом целый день проводить в «процессе образования», чтобы возвращаться домой в 8 вечера, и потом еще несколько часов посвящать домашнему заданию. Вряд ли это можно приятным или расслабленным времяпровождением, но попробуйте это сказать вашему учителю!
Сухопутный сленг тоже требует определенного привыкания. Когда я в первый день пришла в школу, я безуспешно пыталась понять, что имеют в виду одноклассники, когда говорят «Ты смотрел вчера Девочек Гилмор?» или «Он такой ботан!» или «Эй, я слышал тебя запалили, когда ты курил косяк?» Погодите, а где же дружеские «Роджер-роджер, я буду на 16-м канале», к которым я привыкла?
Хотя я и моя семья частенько смеемся над нюансами сухопутной жизни, мы понимаем, что эти нюансы делают нашу жизнь более сложной, особенно для меня и моих сестер. После того, как ты провел детство под парусом в тропиках, у тебя действительно мало общего с тинэйджерами, которые всю жизнь провели в одних и тех же стенах с теми, с кем они были знакомы с детского сада.
Ну и конечно, есть большая культурная разница. Вместо вечеринок и дней рождения, у круизеров есть пляжные вечеринки каждую неделю, на которых все как сумасшедшие спорят о лучших местах для рыбалки. Вместо футбола, яхтсмены предпочитают водные виды спорта, такие как серфинг, вместо того, чтобы носить последние модные туфли на высоком каблуке, мы делаем свои модные вещи и свои тренды в одежде. Моя сестра Али сделала себе офигенный купальник в синюю полоску, о котором говорили все на якорной стоянке. Надо ли говорить, что Пэрис Хилтон, Спайс Гёрлс и Леонардо Ди Каприо были для нас так же чужды, как инопланетяне?
Жизнь яхтенного ребенка - особенная. Это шанс жить жизнью, которая быстро исчезает в современном мире. Без ТВ, без быстрого сумасшедшего темпа, это шанс жить в настоящем приключении, настоящем, реальном мире, непосредственно узнать другие культуры, вместо того, чтобы провести детство в школе и играя в видео игры.
Но возвращение в места, которые ты когда-то оставил позади, имеет свою цену: это может быть устрашающим переживанием, ты наверняка сильно изменишься, и ты будешь одиноким. Мы, яхтенные дети, побывали в множестве разных стран, но мы не можем по-настоящему вернуться в нашу родную страну без ностальгии по местам, в которых мы были. Иногда мы чувствуем себя очень отделенными от других. Быть яхтенным ребенком - это потрясающее переживание, и я ни за что бы не променяла этот опыт на что-либо иное, но возвращение «на берег» - непростое дело.
Неважно, сколько мне лет, я всегда буду считать себя яхтенным ребенком. Это как иметь совершенно особое гражданство, которое будет с тобой всегда. Да, я привыкла к жизни на суше, но эти 4 года в океане пленили мое сердце, и теперь я принадлежу морю. Скоро, я надеюсь, я вернусь туда, буду стоять на носу яхты и смотреть, как она разрезает волны на пути к бухте, где я еще никогда не была. Как это сказал певец Джимми Баффет,
Я оставлю заботы позади,
Это будет мое время,
Я думаю об океанах...
***