Нам пришло некоторое количество вопросов по поводу выбора яхты мечты. Полагаю, что ответы могут быть интересны нашим читателям.
Якорная стоянка Хива-Ова.
Отвечаю с ходу, без влезания в детали и без профессиональных советов. Следует учитывать, что мы не занимались специальным изучением рынка яхт, мы просто купили нашу и на ней живем. Ну и, конечно, крутим головой вокруг и общаемся с народом.
Ответы хотелось бы предварить некоторым вступлением. Часто люди очень далеко заходят в своем перфекционизме в отношении покупки яхты и путешествия, таким образом надолго, если не навсегда отодвигая мечту о круизинге. Многие полагают, что для того, чтобы путешествовать на яхте надо непременно иметь миллион долларов который позволит купить лучшее, что существует и потом пользовать все возможные дорогие яхтенные сервисы. У кого есть миллион долларов - отлично, можно покупать шикарную яхту и отправляться в плавание, но отсутствие миллиона долларов никак не является препятсвием к началу круизинга. Огромная часть кругосветных круизинговых яхт - это маленькие лодки экономкласса, хозяева которых стараются жить очень экономично, понимая, от чего они отказываются и ради чего. Наша лодка со всеми ее достоинствами и недостатками, купленная дешево, отремонтированная своими руками - не лучше и не хуже бОльшей части окружающих нас европейских яхт - по своему техническому состоянию она ровно посередине, а по оснащенности превосходит большую часть дальнобойных лодок. Кругосветные лодки редко встают в марины - они ищут возможность бесплатной якорной стоянки. Прежде чем заказать нужную запчасть, их хозяева долго шерстят интернет в поисках дешевых запчастей, яхтсмены обсуждают, где лучше и на чем сэкономить, они передают друг другу информацию о дешевых ресторанах, бесплатных возможностях получить интернет и недорогих продуктах. Среди кругосветчиков практически нет миллионеров - стратегия экономичности - это норма и условие выживания, а возможность найти халяву - показатель умения устроить свою жизнь, которым человек с гордостью поделится с соседом.
А теперь - вопросы от Никиты и мои на них ответы.
У меня тут появилось некоторое количество вопросов, связанных с
выбором характеристик лодки - если честно, увидел тут проект Morgan
OutIsland 41 и чем то он мне так приглянулся (продуманностью, красотой
линий... и особенно ценой на вторичном рынке) что вопросы будут вокруг
него.
Итак:
центральный кокпит - по вашему опыту -это хорошо-плохо-и вообще как?
Сталкивались ли вы с этим проектом и что о нем можете сказать?
Morgan OutIsland 41 выглядит как отличный проект. Мы видели эти лодки и засматривались на них. Похоже, что у этой лодки есть все для дальнего круизинга. Крепкий корпус, достаточный простор для жизни, удобная компановка. Нам нравится идея центрального кокпита, который обычно дает просторную заднюю каюту. У нас тоже много места в задней каюте, но за счет довольно маленького и не слишком удобного кокпита, что может быть поправлено идеей центральнококпитности.
Прежде чем брать нашу лодку, мы поднимали ее на берег. У нее не было никаких пузырей в подводной части. Далее мы поднимали лодку для антифоулинга в среднем каждые полтора - два года, корпус был в отличном состоянии. Сейчас на корпусе в его надводной части есть блистеры, которорые после переходов создают некоторую пятнистость - желтеют и лопаются. Мы вскрывали их, и, очевидно, что они затрагивают очень поверхностный слой пластика.
Недавно мы разговаривали с канадцем, который провел гигантскую работу по избавлению от блистеров на своей лодке. Он досконально изучил этот вопрос, и я имела с ним подробную беседу, где он поведал, как полностью ободрал лодку, сняв несколько слоев пластика, после чего наложил несколько новых слоев. На его яхте по его описанию было очень много блистеров, они выглядели, как достаточно глубокие, но при "вскрытии" он выяснил, что они затрагивают самый верхний слой, не оказывая никакого влияния на структуру, так как лодки 80-х годов, как его и наша, строились из довольно толстого пластика. Он провел опрос массы людей с аналогичными ипроблемами и не нашел случае, когда поверхностный блистеринг оказывал бы влияние на структуру толстостенной лодки. Думаю, все зависит от степени поражения и от изначального качества работ по пластику. Чаще всего затронут только косметический слой, что м.б. не очень приятно, но с помощью слабого раствора кислоты лодка снова становится белой.
В подводной части мы нашу лодку обдирали довольно основательно и также убедились, что за первым слоем краски пузырей больше нет.
Длинный киль - в глубине души я понимаю что это хорошо, но как
оказалось, длиннокилевых яхт на вторичном рынке не так много - как
ходит народ на плавниковых килях - в смысле есть ли проблемы при
эксплуатации таких яхт в силу их конструктивных особенностей?
Вот еще - вы много видели - если отталкиваться от однокорпусной яхты -
какие проекты вы бы порекомендовали?
Если отставить Моргана и пересуды о нетрадиционных материалах -
сталкивались ли вы с яхтами из армоцемента и как о них отзывались
владельцы?
Длинный киль имеет свои преимущества и свои недостатки.
Среди преимуществ - стабильность лодки на стоянке, меньшая подверженность качке, большое количество места за счет того, что моторный отсек, баки для воды и горючего, генератор часто размещены внизу и не съедают жилого места. Также считается, что при броучинге или оверкиле у полнокилевой яхты больше шансов снова вернуться на киль. Также плюсом является защищенность пера руля, которое не торчит хреном на корпусе, а почти сливается с килем, минимизируя возможность потенциального разрушения, например, китом. Если полнокилевая яхта встает на мели на киль, то киль скорее всего выдержит ее вес, а уж представить потерю киля при ударе обо что-то очень трудно.
Среди недостатков - полнокилевые яхты плохо ходят на встречных курсах, лавировка может стать катанием на одном месте. Можно как угодно плясать с парусами, но угол более ста градусов выжать почти не реально. Об этом нам говорили в ответ на наши стенания очень многие владельцы полнокилевых яхт. С этим следует смириться и учитывать при передвижениях. Плюс к этому, такая яхта будет более медленная, чем ее неполнокилевые собратья.
Поэтому, к решению по выбору следует подходить учитывая собственные предпочтения. Мы недавно общались с французской парой, у них гоночная яхта, которая носится против ветра с отличным углом и четыре узла для них - вообще не скорость. При этом я побывала у них в салоне - жить там негде. но ребята довольны - яхта отвечает их ожиданиям. Мы тоже относительно довольны вместительностью и стабильностью нашей яхты, только там, где французы на легенькой яхте пойдут семь узлов, мы пойдем три с половиной.
А так, чтобы были какие-то особые проблемы плавниковых яхт, такого мы не слышали. Ну рули теряют, иногда кили отваливаются, но это уже форс-мажор. Качает такие яхты на неспокойных якорных стоянках больше, чем полнокилевые, но люди привыкают и не жалуются - живут на том, что имеют и радуются. Хотя меня несколько раз укачивало довольно сильно в гостях у соседей на более узких и некилевых яхтах, при этом яхта стояла на якоре. Но это мой случай, может я - Вовочка, а хозяев не укачивало и они не замечали дискомфортов.
Мы не очень следим за разными яхтенными проектами - для нас сейчас это не актуально, но я согласна с Андреем Невзором по поводу его любви к линии Формоса, только теперь уже бОльшего, чем у нас размера.
А вообще важен вопрос цены и состояния. У каждой яхты, в любом дизайне есть свои плюсы и минусы. По инету понять это сложно. Лучше оказаться на месте, увидеть несколько вариантов и останавливаться на том, который самый привлекательным по стандартному критерию цена - качество. Посидеть в этих яхтах, поглядеть, где какие потенциальные проблемы, пощупать руками.
С яхтами из армоцемента мы на кругосветных маршрутах не сталкивались, насколько я понимаю, эти яхты скорее используются в каботажке. Яхтсмены дальнобойщики относятся к ним сильно подозрительно. Ну если только оочень хорошая цена.
Про катамараны мы очень много уже обсуждали, но типа Катаны - потянуть
нереально (на вторичном рынке их стоимость начинается от 200000
долларов, но может быть есть другие бренды, менее раскрученные и
сравнимые с однокорпусниками по цене?
Чтокасается катов, то нам в свое время понравился один южноафриканский бренд norseman 430 назывался кат. Если честно, мы не большие спецы. Лагун - просторный катамаран, здесь их сейчас два стоит, хозяева довольны. Конечно, на риф на них не нужно налетать, как и на большей части современных серийных яхт, контейнеры подводжные лучше обходить :)) - молиться, в смысле, чтобы не попался :). Кто-то любит катамараны, кто-то нет, я думаю, вы сами больше нас об этом читали. Кого-то на катамаранах укачивает больше, так как они не серфингуют по волне, а падают с нее - я, например, падение с волны плохо переношу, но все индивидуально. Кто-то ценит большое количество места, кого-то смущает двойные трудозатраты по содержанию (поплавка - два, движка - два, а сколько электричества всякого во все каюты и отсеки идет...)
Если бы мы сейчас выбирали яхту, то ехали бы туда, где их много (Флорида, Карибы: Тринидад или Французские острова) и там мы не сосредотачиваясь на конкретном бренде, смотрели бы лучшее, что есть по доступной цене. Сейчас рядом стоят французы. Они год назад, кажется на Мартинике купили себе что-то около 42 футов Бенето в очень хорошем состоянии но без всяких наворотов по оснащению за 50 000 евро, идут на нем в Австралию, наслаждаются жизнью. Там продадут эту серийную яхту сразу же за эти же или бОльшие деньги и продолжат свою жизнь так, как захотят.
Так что будьте открыты возможностям и возможности откроются вам.