Реинкарнация и Вселенский собор 553 года

Sep 23, 2016 16:26

"Ориген учил о предсуществовании человеческих душ - доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений - они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни." (Википедия)

- - -

...Надо лишь задаться вопросом: как могло случиться, что открыто изложенное в христианских первоисточниках знание о реинкарнации сегодня более не проповедуется? Позвольте мне привести по этому поводу несколько исторических фактов, которые, к сожалению, почти неизвестны.

Долгое время после смерти Оригена христианский мир сотрясали яростные споры. В первую очередь разногласия были связаны с фигурой Иисуса - был ли Он Богочеловеком, то есть личностью одной природы, или соединял в Себе два начала - Бога и человека. Сегодня даже трудно представить, что кто-то возьмёт на себя смелость решать подобный вопрос! Между тем разногласия эти относительно толкования решений церковного собора, вошедших впоследствии в историю как «спор о трёх главах», поколебали в то время политическое единство Римской империи. Давно умерший Ориген в своих трудах изложил учение монофизитства - концепцию о единой природе Иисуса, которой жёстко противостояли так называемые диофизиты, сторонники двойственной природы. Вследствие этого раздора возникла даже вполне реальная угроза отделения некоторых провинций.

Император Юстиниан I созвал очередной Вселенский собор, который состоялся в Константинополе в 553 году и был вызван стремлением императора найти решение, которое удовлетворило бы каждую из спорящих сторон. Так как монофизиты ссылались на Оригена, то его самого следовало объявить еретиком, а его учение - запретить, чем диофизиты должны были остаться довольны. При этом монофизиты, благодаря выгодному для них решению относительно «спора о трёх главах», становились победителями.

С этой целью император, одновременно считавшийся верховным церковным авторитетом (это было время ярко выраженного цезарепапизма, объединения светской и церковной власти), подготовил предписания, которые церковный собор должен был принять. В том числе этим решением запрещались все труды Оригена. Папа Римский - тогда им был Вигилий I - более полугода отказывался подписывать постановления собора и делать их тем самым обязательными для всей церкви. За это он был арестован императором в Константинополе и смог покинуть город только после того, как в двух адресованных императору письмах принял точку зрения, по меньшей мере близкую к решению церковного собора.

Я остановился на этом событии несколько подробнее потому, что, по моему мнению, здесь произошла величайшая трагедия западноевропейской духовной истории: исключительно из политической целесообразности под давлением светской власти было принято решение, касавшееся веры и имевшее огромное значение. Ведь с осуждением всех трудов Оригена, которое последовало без всякой взаимосвязи с вопросом реинкарнации, из христианского вероучения было исключено указание на обусловливающие друг друга многие жизни, следующие друг за другом во взаимодействии по Законам Причины, Следствия и Обратного воздействия.

Мы тащим за собой это наследие Юстиниана и его времени как духовные кандалы. Ведь отрицание реинкарнации отняло у людей знание о великих переплетениях их бытия. Под вопрос поставлено дальнейшее существование нашего «я», продолжение его бытия после смерти тела; при этом от нас скрывается цель нашей жизни и возникают сомнения в Справедливости Божьей. Разве не воспримем мы как несправедливость, что один богат, а другой беден, один здоров, а другой от рождения обречён на страдания, если будем исходить из того, что это рождение - исток нашей жизни? Учёные тоже безуспешно бьются над вопросом, как и почему могли возникнуть столь очевидные различия. Предположение, что определяющим является влияние окружающего мира, только условно может считаться правильным. Весьма отчётливо противоречит этому мнению исследование близнецов - особенно тех, кто, развившись из одной яйцеклетки, вырос вдали друг от друга в различных условиях. Сходство этих людей в поведении, особенностях и интересах указывает на общность задатков ещё до рождения. Однако делает ли это решающим наследственный фактор? Будь так, наша личность действительно явилась бы продуктом случая, произвола. Этот, бесспорно, управляемый закономерностями мир - как однажды сказал нобелевский лауреат Манфред Эйген, «единство природы выражается в её закономерностях» - итак, этот мир, находящийся под властью закономерностей, как раз заставил бы нас, если за основу брать одну земную жизнь, с самого начала столкнуться с бессмысленной несправедливостью!

Реинкарнация давно дала бы нам в руки ключ к решению всех этих вопросов, но его опрометчиво выбросили. Наконец-то настало время им воспользоваться!

Многие люди, правда, избегают задумываться о реинкарнации, так как опасаются связанной с ней ответственности. Если с земной жизнью всё кончается, то многое так и остаётся неискупленным. Если же существует продолжение жизни после земной кончины и повторное рождение, то обстоятельства нашей следующей жизни отчеканены не только в принесённых нами достоинствах, но и в наших ошибках, слабостях и во всех тех связях, которые мы получаем из прошлой жизни и которые должны быть нами изжиты. Это многих страшит. Однако Законы Творения не изменяются от того, признаём мы их или нет. Гораздо важнее для нас узреть происходящее и исправлять в соответствии с этим своё поведение.

Именно на примере повторного рождения мы можем видеть, как далеко ушёл человеческий дух от примитивной стадии и как он вынужден всё быстрее и полноценнее развиваться. Как резко, прямо скачкообразно увеличивается от поколения к поколению возможность переживаний благодаря средствам коммуникации. И какой вопиющей несправедливостью стало бы различие жизненных обстоятельств прежних и нынешних земных жителей, если бы... да, если бы мы все сами не преодолели ранее эти ступени.

Многообразие того, что обрушивается на нас, требует и всё большей подвижности духа. Ведь наши чувства и переживания не должны перерабатываться одним лишь рассудком, и уж никак нельзя позволять ему подавить себя. Это значит, что нужно получить знание о господстве вечных Законов, которые держат это Творение, пронизывают его, проявляются во всех свершениях и посредством этого становятся для нас познаваемыми. Независимо от изменчивых человеческих мнений здесь проявляется незыблемая Воля Бога. Мы должны учиться понимать её для своего духовного подъёма.

Рихард Штайнпах, из книги "Для чего мы рождаемся"
https://shop-gral.com/ru/mir-gralja/why-was-i-born-russian.html

Реинкарнации

Previous post Next post
Up