Оригинал взят у
loboff в
Астеррот: К истории R'N'RА какая связь между рок-н-роллом и чёрными? Джаз да, рэп да, но рок-н-ролл? В нём классически европейского, традиционно англосаксонского или еврейского никак не меньше, чем негритянского. Элвис был белым, как-никак <...>
Ритм-н-блюз - маркетинговая категория. "Музыка для ниггеров", так различные стили с афроамериканскими исполнителями в 1930-е обобщённо именовались. В годы ВМВ по политическим соображениям продвигалась в пику германским нацистам: вот, у них расизм, а у нас негры поют (что было особенно важно в связи с призывом негров в армию).
Реально истоками рок-н-ролла были не столько афроамериканский блюз, сколько европейская религиозная музыка (особенно, органная) и фольк.
В американской музыкальной жизни - традиции военных оркестров, с сильными басами, госпел (песни методистов), кантри. Всё это белая музыка (хотя в 1930-е стали появляться чёрные исполнители госпела, также относимые к ритм-н-блюзу).
Единственным по-настоящему афроамериканским направлением в музыке является рэп, с его дробным ритмом - это традиции африканских барабанов, имеющие мало общего с европейской музыкой. В остальном, рок-н-ролл - чисто европейское направление, преимущественно с кельтскими истоками. Европейский музыкальный строй, контрапункт, лады, синкопирование, рифф (остинато) <...>
Я кратко изложил официальную историю рок-н-ролла - от регтайма через буги-вуги (с влиянием уличных духовых оркестров, сверхпопулярных в Америке конца 19-го - начала 20-го веков) и от кантри.
Вот типичный американский марш (Semper Fidelis, официальный марш морских котиков американских марин, написан в 1889м):
https://www.youtube.com/watch?v=qgABUZ4i9co А вот типичный регтайм начала 20-го века (влияние марша особенно заметно в оркестровом исполнении, где-то на истечении первой минуты):
https://www.youtube.com/watch?v=hKeUurQ6sF8 Автор приведённого регтайма - Скотт Джоплин - афроамериканец, но сочинял он сугубо "белую" музыку, сам настаивал на продолжении им традиций европейской классической музыки и не был популярен а афроамериканской среде.
Вот буги-вуги:
https://www.youtube.com/watch?v=fWDfxgngrNc - заметно влияние марша на регтайм и дальнейшая эволюция его в буги-вуги. Регтайм и буги вуги повлияли на джаз и рок-н-ролл (и прямо, и косвенно, через джаз). Также на джаз и рок-н-ролл повлиял госпел и кантри.
Кантри:
https://www.youtube.com/watch?v=umCKDc-lNX0 Гимн секты шейкеров:
https://www.youtube.com/watch?v=CLAnuG1340g Белый госпел (от которого на полвека позднее произошёл чёрный госпел), после минутного вступления:
https://www.youtube.com/watch?v=wKLITQMVWBM Также несомненно влияние как на американскую попсу, так и на серьёзный рок-н-ролл еврейской (клезмерской) музыки, преимущественно одесского происхождения (с примесью молдавской музыки). В России она повлияла на городской романс и, в особенности, на "русский шансон". В США определило музыкальное лицо Бродвея и Голливуда. Вот образец клезмерской музыки:
https://www.youtube.com/watch?v=YyNaFPUCYE0 А вот, для сравнения, африканская этника:
https://www.youtube.com/watch?v=rGgEyR11elc <...>
Ирвинг Берлин, величайший американский композитор (по происхождению могилёвский еврей), влияние клезмерской музыки на которого общеизвестно, написал в 1929-м песню Puttin' On The Ritz ("Одеваться в стиле отеля Риц", "Круто одеваться"), первоначально описывающую похождения афроамериканцев. В 1946-м он переписал песню, и она стала чисто "белой", а негров из гетто в ней сменили Гарри Купер и Джон Рокфеллер:
https://www.youtube.com/watch?v=T5CadIRcKI8 Не менее известная Blue Skies Берлина, как принято считать, восходит к традиционным ашкеназским мотивам, в том числе к еврейской колыбельной Rozhinkes mit Mandlen:
https://www.youtube.com/watch?v=hDZJq6Hc9QI Blue Skies:
https://www.youtube.com/watch?v=IUdUk0EjTEo Другим крупным джазовым композитором был одессит Джордж Гершвин, также писавший в русле клезмерской музыки (но ближе к европейской классике). Rhapsody In Blue:
https://www.youtube.com/watch?v=ynEOo28lsbc Леонид Утёсов - фигура, связующая клезмерскую музыку, джаз и "русский шансон":
https://www.youtube.com/watch?v=k-OxMYarQyg <...>
Особость регтайма восходит к тапёрской манере исполнения в салунах и, в особенности, в немом кино. Пианист пытался подменить своей игрой небольшой оркестр (а образцом популярной музыки тогда были уличные духовые оркестры, на которые тогда фанатели не меньше, чем позднее на битлов), что привело к быстрой и рваной манере игры. Ввиду низкой квалификации большинства тапёров, они играли в китчевой, излишне экспрессивной манере, злоупотребляя навязчивыми остинато и синкопами.
Тогда же стало возникать явление, часто обозначаемое сегодня, как трэш. А. Жариков хорошо разобрал его в своих статьях и интервью. Можете попытаться обсудить с ним этот вопрос лично в ЖЖ (если, конечно, он захочет с Вами разговаривать).
Трэш создавался, как "музыка для быдла". Но сниженные требования к качеству открыли и простор для экспериментов в сфере искусства. В том числе и в музыке. Многие из них оказались удачными. Из них и вырос рок-н-ролл. Ирландские мотивы в нём куда актуальней (ирландцы, замечу, являются этническим большинством в США, да и у англосаксов кельтские мотивы преобладают над германскими или франко-романскими), чем африканская пентатоника.
Но эти эксперименты осуществлялись в рамках "белой", по преимуществу, музыкальной традиции, в том числе людьми с классическим музыкальным образованием. Эта музыкальная традиция связана с темперированным строем, диатонической интервальной системой и диатоническим звукорядом, а также отдельными, хорошо изученными приёмами - контрапунктом (в рок-н-ролле - в виде важнейшего его элемента - басов), остинато (в рок-н-ролле именуемыми "риффами"), синкопами, триолями, мордентами и так далее.
Да, многие исполнители и композиторы были афроамериканцами. Но они, в большинстве своём, англосаксы, в силу сильнейшей ассимиляции (ну, как Обама - типичный англосакс, даже в сравнении с сильно ассимилированными прочими афроамериканцами). Этнические элементы в их музыке если и просматриваются, то лишь в качестве придающих некоторое своеобразие, а никак не в качестве основы.
Наибольшее влияние африканская музыкальная традиция оказала, понятно, на ритм, но и здесь это максимум фифти-фифти с европейской традицией. То, что синкоп в рок-н-ролле больше, чем в классической музыке, ещё не значит, что он "африканский", ведь понимание синкопы, как и в целом музыкальная грамотность почти не изменились со времён Чайковского (большого любителя синкоп). И регтайм, и джаз, и рок-н-ролл брали готовые, наличествовавшие в европейской классической музыке элементы и использовали новые их комбинации, что-то выходило на первый план, что-то уходило на задний...
Подлинная революция была совершена в сфере используемых музыкальных инструментов, в связи с изобретением электронных средств синтеза и усиления звука. Изменение средств извлечения звука повлекло и изменения музыкальной формы.
Одной из целей музыки является создание атмосферы эмоционального единения человеческой массы. Для этого нужно собрать эту массу вместе, а значит, сыграть громко. Вот поэтому до изобретения электронной музыки приходилось писать музыку для оркестров, звучание которых было слышно в больших помещениях и даже на открытом пространстве.
Оркестровая музыка сложней, мозг затапливается информацией, поэтому играть такую музыку приходилось медленно. В 20-м веке в моду вошли быстрые мелодии, а кол-во исполнителей популярной музыки, в среднем, сокращалось. И даже классическая музыка сегодня играется в два раза быстрей, чем на записях конца 19-го века (при этом дирижёры обычно упрощают партитуры). То есть оригинальную музыку 18-го века сегодня услышать крайне трудно: заменяются инструменты, сильно ускоряется темп, инструменты настраиваются на две октавы выше, партитуры модифицируются даже самыми консервативными дирижёрами. Впрочем, это уже другая тема.
(
ссылка)