Вторичность

Apr 13, 2017 22:01

Интересный вопрос, в чем заключается уникальность и так ли плоха вторичность. Успешные находки всегда копируют, они превращаются в ориентир, а тех, кто их копируют, считают вторичными. Как возникает уникальный продукт и как ему что-то противопоставить? На этот вопрос может помочь ответить кукольная битва Барби и Братц. Кукла Братц на протяжении примерно десяти лет с начала 2000-х отнимал популярность и продажи у Mattel - создателей Барби. Чем она была настолько уникальна? Я обратила внимание, что у первых Братц такое же выражение лица, как у первых Барби: настороженность и взгляд в сторону с поволокой. Это не очень удивительно, так как создатель Братц в свое время работал в Mattel, что послужило в дальнейшем основой для судебных исков. Слева - кукла Братц с фирменными пухлыми губками.



Интересная история возникновения самой Барби, так как вызывает некоторое недоумение, что у детской игрушки лицо, которое не очень вызывает доверие. Оказывается, первая Барби - копия другой европейской игрушки Лилли, которая предназначалась для взрослых и была создана на основе комикса про девушку легкого поведения, который публиковался в газете.



Благодаря этому комиксу, газета приобрела популярность, а кукла была создана для поддержания интереса к комиксу, продавалась в барах и табачных киосках. Пропорции куклы, которые всегда подвергались критике, соответствуют рисованному персонажу. Владельцы Mattel увидели в этой кукле потенциал и Новый Свет узнал ее под именем Барби. Предварительно было проведено социологическое исследование, которое показало, что детям такая кукла будет интересна, к тому же подобных предложений на рынке игрушек еще не было. Родители, разумеется, не одобрили куклу и оптовики не захотели ее покупать, но реклама на телевидении решила вопрос. По тем временам детская кукла в купальнике в виде пин-ап девушки было дерзким предложением, что также создало вокруг нее споры и обсуждения, привлекающие внимание. Получается, был взят готовый продукт и перенесен в другой сегмент рынка, где он оказался уникальным.



А в 2000-х появилась Братц фирмы MGA. Кукла вызвала оживленный интерес у подростков. К Барби все привыкли и никого она не удивляла, а тут появляются куклы с совсем другими пропорциями, напоминающие детские, но в то же время с вызывающими макияжем и одеждой. Кукла подверглась резкой критике, но детям она была очень интересна. Можно увидеть противопоставление всеобщим нормам, которые присутствовали и при запуске первой Барби. Братц же напоминала детям их самих, ей можно было то, что им нельзя, и оказалась более близкой, чем взрослая гламурная Барби.



Подобные куклы и раньше существовали. В прошлом посте я рассказывала о своей японской кукле Лике с похожими пропорциями, которая изображала школьницу. Ее продвижению помог мультфильм. Для Братц тоже была развернута мощная пиар-компания: мультипликационные сериалы, музыкальные альбомы, видеоигры, журналы. Но Братц отличал вызывающий облик, который сложно представить для девочки. В итоге доходы компании Mattel начали сокращаться, а к 2006 году Братц забрала 40% всего рынка фэшн-кукол для девочек. Начался затяжной судебный процесс Mattel против MGA с обвинением в краже идей. Отвоевать рынок назад помог только запуск принципиально новых кукл «Монстер Хай» в 2010-м.



По сути они сделали тех же Братц - похожие мультяшные пропорции, яркий образ, но эпатаж доведен до предела. Образ монстров помог выделить эти куклы из всех существующих фэшн-кукл. Также добавлены шарниры, позволяющие куклам принимать изящные позы. Успех был настолько велик, что когда первые партии кукл появлялись, их сразу скупали и их было сложно найти даже в Америке. Монстры стали самыми популярными и критикуемыми куклами. Пойдя навстречу потребителю, куклам сделали более доброжелательный вид.



В итоге Братц потерпели поражение и в конце 2016-го года бренд был закрыт. Но компания MGA одновременно с этим выпустила новых кукл Progect MC2. На этот раз куклы пропагандируют образ умных и милых девочек, которые любят учиться. Так что на рынке теперь есть любая альтернатива. Куклы тоже на шарнирах и у них даже настоящие ресницы. Все так устали от эпатажа, что образ правильной девочки выглядит оригинально. Теперь понятно, почему перед закрытием Братц прошел флешмоб по перекрашиванию Братц в правильных девочек, потому что был готов новый проект к запуску. Выходит, что все копируют, особенно у конкурентов, но подстраиваются под рынок и добавляют свою оригинальную идею, и так происходит общее развитие индустрии: через конкуренцию и поиск новых идей.


обзор, куклы

Previous post Next post
Up