Насмотревшись на картины Ренессанса, появилось вдохновение посетить мой любимый Пушкинский музей, чтобы продолжить свой искусствоведческий квест и найти новые странности. И в первом же греческом зале меня снова встретило то же лицо, о котором я писала в предыдущем
посте. Мне даже стало не по себе как-то. Я так долго рассматривала это лицо на картинах леонардесков, что сразу его узнала - эти большие глаза, широкую переносицу, прямой выдающийся нос и маленький ротик. Я подумала, что поспешила с выводами, потому что это лицо античных богов знают все и оно одинаковое у каждой второй скульптуры:
Получается, что у скульптур античных богов один и тот же идеальный лик, причем и в мужских, и в женских образах. И то же самое я отметила в персонажах леонардесков - у культовых персонажей одно лицо, и у мужских, и у женских. Идеальный условный лик можно увидеть в образах Христа, богоматери, святых и античных богов.
Профиль похож
Особенно прически похожи, но и носы тоже
Пожалуй, не буду задаваться вопросом, кто служил моделью для всех античных скульптур с одинаковыми лицами, чтобы не зайти в тупик, но не покидает ощущение конвейерности. Идеальное лицо античных богов перекочевало к христианским святым, что, может, даже и не очень удивительно, так как Ренессанс формировался под влиянием античной культуры. В свете этого наблюдения, версия о том, что Леонардо писал некую абстрактную идеальную женщину в образе Джоконды обретает смысл. Этих версий достаточно много. Тем не менее бросается в глаза, что официальное жизнеописание художника и другие источники всячески затирали присутствие ученика и натурщика Салаи, которого можно узнать на многих картинах леонардесков, а все упоминания о нем несли негативный оттенок. Возможно, из-за схожести с античными богами он и был ценен как натурщик.
Приведу еще одну красивую картину, которую я нашла, где можно узнать Салаи. Одни исследователи приписывают её Леонардо, другие - его ученику Амброджо де Предис.
«Святой Себастьян»
По официальной версии на портрете изображен Джан Галеаццо Мария Сфорца, герцог Миланский. Хотя в других источниках можно увидеть портрет этого герцога, не очень похожий на первый:
А вот еще одна картина «Святой Себастьян» другого ученика Леонардо. Хранится в Пушкинском музее.
Джованни Антонио Больтраффио, «Святой Себастьян»
Можно назвать картину «Святой Себастьян» для Салаи пророческой. Святой Себастьян был мучеником и погиб от стрел, поэтому он изображен со стрелой. По некоторым сведениям Салаи погиб от стрелы арбалета во время дуэли. Загадочный Ренессанс окутан мифами и догадками.