Оригинал взят у
shakko_kitsune в
Кимоно; не по делу на голое телоВ конце XIX века в Европу стали ввозить кимоно вагонами. Все японское было было модным, под Японию подделывались, стиль этот назывался "
жапониз" ("японщина" по-французски).
Взглянем на один аспект этой истории: художники радостно бросились писать картины с женщинами, наряженными в красочные восточные "халаты". Делали они это в традиционной западной манере -- реалистичной, с объемом и светотенью (импрессионисты тоже). Эффект для сегодняшнего зрителя оказывается странным.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%86%2C_%D0%93%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B0._%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%2C_1900.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/La_Japonaise_au_bain%2C_by_James_Tissot.jpg)
Ведь поток информации у тех авторов, разумеется, был не сравним с нынешним -- информации поступало об Японии достаточно мало. У нас же сегодня глаз привык к японской графике, мы знаем, как в искусстве "должна" выглядеть женщина в кимоно. Поэтому те картины середины XIX - начала XX веков кажутся немного забавными, наивными, а порой даже нелепыми.
Вот в качестве камертона парочка японских гравюр.
Tsukioka Yoshitoshi. A Banquet at the Koshida Palace. 1886
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/A_Banquet_at_the_Koshida_Palace_LACMA_M.84.31.273a-b.jpg)
Utagawa Hiroshige. Ceremony Unveiling the Icon at Benzaiten, Enoshima, circa 1850
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0f/Ceremony_Unveiling_the_Icon_at_Benzaiten%2C_Enoshima_LACMA_M.2000.105.33a-c.jpg)
С другой стороны, мозги тех европейских художников были свободны от этого шаблона, поэтому они творили с кимоно, что хотели.
Джеймс Тиссо. Японка после бани, 1864
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/La_Japonaise_au_bain%2C_by_James_Tissot.jpg)
Если название картин будет типа "Девушка в кимоно", "Синее кимоно" и т.п., писать его не буду.
Альфред Стевенс, 1880-е?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Stevens_Alfred_Reverie_-_Portrait_of_a_Woman.jpg)
Уильям Меррит Чейз. 1887-1893
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Brooklyn_Museum_-_Girl_in_a_Japanese_Costume_-_William_Merritt_Chase_-_overall.jpg)
Charles Sprague Pearce, ок. 1883
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2d/Charles_Sprague_Pearce_-_Lady_with_a_Fan.jpg)
По некоторым картинам сразу видна стилистика эпохи, манерниченье
Franz Schier
Friedrich August Herkendell
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Friedrich_August_Herkendell_Junge_Dame_im_Kimono.jpg)
Вот к такому прямо хочется любимый тэг "кадавры" поставить.
Gaspar Camps i Junyent, Осень, ок. 1907
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Museu_del_Modernisme_Catal%C3%A0_Gaspar_Camps_i_Junyent_Les_4_estacions_Tardor_30072016.jpg)
Белые женщины, выросшие в другой эстетике и культуре тела (например, танцевавшие совсем другие танцы, и ходившие совсем в другой обуви и другими шагами), разумеется совсем по-другому функционировали внутри кимоно. На их телах складки ложились совсем не так. Все благородство покроя, на мой взгляд, как-то линяло, сдувалось.
Guy Rose - The difficult reply, 1910
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/Guy_Rose%2C_1910_-_The_difficult_reply.jpg)
Robert Lewis Reid
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Reid_Robert_Lewis_Blue_and_Yellow.jpg)
В картинах эти женщины и эти художники сохраняли привычный "европейский" язык тела, тоже достаточно условный, если речь идет о более ранних картинах, где видны следы театральных поз эпохи классицизма.
Leon Jean Basile Perrault - Maternity, 1873
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/19/Leon_Jean_Basile_Perrault_-_Maternity_-_Walters_372560.jpg)
Alphonse Marx
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Alphonse_Marx_-_Le_modele_en_kimono_dans_l%27atelier_du_peintre.jpg)
Кто хоть как-то попытался воспроизвести язык тела обладательниц кимоно, так это Моне -- но на то он и гений и самый знаменитый художник из перечисленных здесь.
Клод Моне. Мадам Моне в японском костюме, 1876
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/Claude_Monet-Madame_Monet_en_costume_japonais.jpg)
Здесь художник тоже задумался об этой проблеме, но осанка девушки -- явно с оглядкой не на печатные листы с картинками из Японии, а на фарфоровые статуэтки, причем даже скорее китайские, видите по этому изгибу силуэта?
Уистлер. Принцесса из страны фарфора, 1863
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/La_Princesse_du_pays_de_la_porcelaine_-_edit.jpg)
Уистлер, кстати, тоже гений, если кто не в курсе. В этой картине вышло даже лучше, чем у Моне, на мой взгляд -- более импровизационно, чем подражательно.
James McNeill Whistler - Caprice in Purple and Gold- The Golden Screen, 1864
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/James_McNeill_Whistler_-_Caprice_in_Purple_and_Gold-_The_Golden_Screen_-_Google_Art_Project.jpg)
Другие плодили все то же: хорошеньких барышень в стандартных салонных образах.
Alfred Stevens - La Parisienne japonaise, 1872
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Alfred_Stevens_-_La_Parisienne_japonaise.JPG)
Уставить все экзотическими предметами, ширмами и вазами, увешать гравюрами -- и стало красивенько!
Фредерик Эндрю Бослей, 1923
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3c/The_Blue_Kimono_by_Frederick_Andrew_Bosley.jpg)
Robert Lewis Reid
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Reid_Robert_Lewis_Girl_in_Blue_Kimono.jpg)
Носили кимоно (да, я знаю, что правильный термин не такой, но для европейцев все одним обзывалось) совершенно удивительными способами.
Вот эта дама, современница Анны Карениной, по-моему, вообще с турнюром надела.
Gustave Léonard de Jonghe, 1865
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b2/Gustave_L%C3%A9onard_de_Jonghe_-_The_Japanese_Fan.jpg)
Плечи голые, фу. Приличные гейши так не ходят.
Вообще тут колористическая гамма вырви глаз, при всем моем уважении к армянским художникам -- у них свои представления о правильной палитре, конечно.
Вардгес Суренянц, "Гейша", 1900
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/%D0%A1%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%86%2C_%D0%93%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B0._%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0%2C_1900.jpg)
Можно и сиськи показать, кимоно же -- это "халат", это неглиже, белье практически!
Frederick Carl Frieseke, 1903
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Frederick_Carl_Frieseke%2C_1903_-_Girl_in_Pink.jpg)
Max Nonnenbruch, 1900
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ae/Frau_im_Kimono_mit.jpg)
Эту картину я бы и не догадалась взять в этот список, если б не ее название.
Delphin Enjolras - Le kimono japonais
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/Delphin_Enjolras_-_Le_kimono_japonais.jpg)
Интересно, сколько кимоно было "поддельными", не из Японии на самом деле.
Frederick Carl Frieseke, 1915
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Frieseke%2C_Frederick_Carl_-_The_Robe_-_Google_Art_Project.jpg)
Ганс Макарт, 1870-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Hans_Makart_006.jpg)
Теперь снова запахнутые.
Анна Билинская, 1888
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c8/Anna-Bilinska-Bohdanowicz-Woman-with-a-Japanese-Parasol.jpg)
William Merritt Chase, 1888
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e6/Chase_William_Merritt_The_Blue_Kimono_1888.jpg)
Stanisław Dębicki
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ad/DebickiStanislaw.Japonka.1900.jpg)
Как завязывать кимоно, тоже не все знают.
Gustave Courtois, 1890
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/Courtois_Young_Woman_in_Kimono_Paris_1890.jpg)
Emil Dill - Marie im Kimono II, 1900
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Emil_Dill_-_Marie_im_Kimono_II_1900.jpg)
А тут китайское или японское?
Emil Orlik - Frau auf dem Diwan, 1916
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2e/Emil_Orlik_Frau_auf_dem_Diwan.jpg)
Тулуз-Лотрек. Мадам Лили Гранье, 1880-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Henri_de_Toulouse-Lautrec_-_Madame_Lili_Grenier..jpg)
С модными прическами смешное сочетание
Etienne Buffet, 1931
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Etienne_buffet_le_kimono_1931.jpg)
Тут с поясом-оби вообще какая-то авария случилась. Похоже стало на цыганку с шалью -- более привычную для художников экзотику, еще с эпохи романтизма.
Jules Joseph Lefebvre, 1882
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Japonaise.jpg)
Max Nonnenbruch
Конечно, чем талантливей художник, тем лучше получается. Удивительное совпадение, да?
А. Цорн. Девочки Саломон, 1888
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Anders_Zorn_-_Fr%C3%B6knarna_Salomon_2.jpg)
William Merritt Chase, 1903
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/William_Merritt_Chase._The_Black_Kimono._1903.jpg)
Тут у барышни вострая сабля зачем-то.
Charles Sprague Pearce - Fantasie, 1883
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7e/Charles_Sprague_Pearce_-_Fantasie.jpg)
А вот ставлю не белую женщину, а японскую, но в качестве ремарки -- для иллюстрации мысли "чем велик Верещагин".
В. Верещагин. Японка, 1904
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%281904%29.jpg)
Что, Верещагину бы во время его азиатского путешествия не подогнали бы японок в ярких праздничных кимоно?
Да легко. Но посмотрите, что он предпочитает писать. Не экзотическую попугайность красок. А экзотическую конструкцию наряда, например. Отсюда и избранная сдержанная гамма.
Но это я отвлеклась: европейских художников, которые маслом писали японок в естественных условиях достаточно много, и картины у них не такие смешные, как я тут привожу, ибо среда все-таки диктовала. Тут я их специально больше не ставлю.
***
Эта серия хорошая, художник планомерно наблюдал именно за поведением тяжелой ткани и необычного покроя.
George Hendrik Breitner
Серия картин с изображением натурщицы Geesje Kwak в красном и белом кимоно, 1894
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7e/George_Hendrik_Breitner_Girl_in_Red_Kimono_Geesje_Kwak.jpg/1200px-George_Hendrik_Breitner_Girl_in_Red_Kimono_Geesje_Kwak.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Breitner%2C_Meisje_in_witte_kimono.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/84/Breitner_witte_kimono.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Breitner_-_The_Red_Kimono.jpg/573px-Breitner_-_The_Red_Kimono.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b3/Breitner_Meisje_in_rode_kimono_voor_de_spiegel.png)
Его же картина, более ранняя. Видите, совсем про другое.
"Серьга", 1893
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/33/WLANL_-_thedogg_-_Het_oorringetje%2C_George_Hendrik_Breitner_%281893%29.jpg)
Даже когда все вроде в порядке, что-то неуловимое выдает в этих "японках" советского разведчика.
Например, прическа, явно со взбитыми локонами какими-то.
Роберт Генри, 1909
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/The_Blue_Kimono%2C_Robert_Henri.jpg)
Gyula Tornai
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Tornai_Geisha.jpg)
Даже котики не спасают.
Charles Spencelayh
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/316136/316136_original.jpg)
Но возник постимпрессионизм, за ним экспрессионизм и вообще замаячил на горизонте абстракционизм: эстетика начала более или менее приближаться к исходной японской, за счет появления плоскостности, свойственной графике.
Все почему? Художники переходной эпохи,
как я ранее рассказывала, учились у экзотических культур их "примитивному" (кавычки не пропустите) видению, чтобы избавиться от того "реализма", который в искусстве XIX века приобрел такую напыщенность и слащавость. Мне кажется, на примерах "девушек в кимоно" выше это дурновкусие в некоторых случаях было особенно видно.
А теперь вот идет серьезная мыслительная работа по избавлению от финтифлюшек.
Henri Lebasque - Auf der grünen Bank, Sanary, 1911
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Henri_Lebasque_-_Auf_der_gr%C3%BCnen_Bank%2C_Sanary%2C_1911.jpg)
William Merritt Chase, 1895
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/48/William_Merritt_Chase_-_The_Kimono.jpg)
Henri de Toulouse-Lautrec - Lili Grenier in a Kimono, 1888
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1b/Henri_de_Toulouse-Lautrec_-_Lili_Grenier_in_a_Kimono%2C_1888.jpg)
Frederick Carl Frieseke, ок. 1910
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Yellow_Room%2C_Frieseke.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Yellow_Room%2C_Frieseke.jpg)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Yellow_Room%2C_Frieseke.jpg)
Андре Дерен. Мадам Матисс в кимоно, 1905
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko_kitsune/2710882/315655/315655_original.jpg)
Юлиан Фалат, 1910
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Fa%C5%82at_A_woman_in_a_kimono.jpg)
Nono in a Japanese Robe by Henri Lebasque, 1912
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Nono_in_a_Japanese_Robe_by_Henri_Lebasque_1912.jpeg)
А чего хорошего в этой умственной работе по упрощению, спросят меня противники "современного искусства" (те самые, которые начинают его с Малевича). Да как объяснить... просто без всего вот этого мы бы сегодня не имели вот это (см. фото ниже), и весь дизайн ХХ века, например. Понятно, почему?
![](https://files.brightside.me/files/news/part_17/179205/2463905-7-650-113583630c-1481093278.jpg)
***
Ну и как симметричный ответ -- "европейская" сценка из японской жизни.
Toyohara Chikanobu. Ueno Shinobazu Racecourse, 1885
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Youshu_chikanobu_uenosinobazukeibanozu_1885.jpg)
В комментарии приглашаются знатоки японской культуры. Что вы увидели в этих европейских картинах через свои фильтры знаний? В том числе смешного. С удовольствием апдейчу.
Ранее у меня по теме "сочетание несочетаемого":
Мой канал про искусство в телеграмм