Многие, наверное, слышали о таких направлениях в искусстве как экспрессионизм и конструктивизм? Первое направление сосредоточено на отражении эмоционального состояния художника, а второе на революционное преобразование мира.
Экспрессионизм пытается воздействовать на публику, вызывая в нем разные эмоции. Чаще всего это страх, ужас, боль. Откуда такая пессимистичность? Дело в том, что экспрессионизм был реакцией на Первую мировую войну. Хаос эмоций, изображенный на холсте, отражал разрушение логики происходящих вокруг событий, - бессмысленность войны, огромные жертвы, зверства. Все это не могло не повлиять на философию художников. В то время, пока разум был беспомощен, хаос чувств и мыслей высвобождал из человека звериное, которое и отражалось в произведениях художников. Особенностью экспрессионизма является некая индивидуальность, обособленность художника от общества. Это вполне соответствовало и соответствует буржуазному мировоззрению.
Эмиль Нольде «Похороны» 1915г.
Эмиль Нольде «Танец вокруг золотого тельца» 1910 г.
Эдвард Мунк «Крик» 1893-1910 гг.
Ответом на исторический тупик первой половины 20-го века, была Великая социалистическая революция в России. Для нового государства нужно было свое новое искусство, соответствующие духу происходящих событий. А события происходили грандиозные! Страна строила новую жизнь: Днепрогэс, Братская ГЭС, Беломорско-Балтийский канал, Магнитка, Байкало-Амурская магистраль. Конструктивизм же не только органично вписывался в жизнь, но он активно влиял на нее. Плакаты, выполненные в этом стиле, словно колющиеся вектора, толкали народ к новым достижениям. Конструктивизм не был индивидуалистичным направлением искусства. Он объединял личное и общественное бытие.
Вот что пишет известная художница-иллюстратор из объединения «производственной книги» Ольга Чичагова: «По существу своему конструктивизм отрицает искусство как продукт буржуазной культуры. Конструктивизм - это идеология, возникшая в пролетарской России во время революции, и как всякая идеология может быть жизнеспособным и не построенным на песке, лишь когда создает себе потребителя; а потому - задачей конструктивизма является организация коммунистического быта через создание конструктивного человека. Средствами к этому являются интеллектуальное производство - изобретательство и совершенствующее производство - техника».
А вот что писал в своей статье "Экспрессионизм как социальное явление" в 1922 году искусствовед и лидер творческого объединения ЛЕФ (Левый фронт искусства) Борис Арватов :
«У конструктивизма и экспрессионизма есть только одна общая черта: история и того и другого представляет собою процесс разложения форм станковой изобразительной картины. От условного изображения через предметные сдвиги к полной абстрактности, - эту дорогу прошли оба течения.Но если первое решало при этом объективные, матерьяльные задачи (фактура,свойства материалов и т. д.), то второе лишь использовало матерьял в целях субъективной, эмоциональной, мистической выразительности. Конструктивизм интересовался реальностью, сворачивал в технику и шаг за шагом накоплял опытдля будущего; экспрессионизм плевал на реальность, бил на чувственный эффекти сделал одно: сам себе вырыл могилу. Напрасно Кандинский, этот метрдотель экспрессионистического кафе, пробует сейчас перескочить через собственную голову и пытается спасти свою живопись теоретическим и практическим соединением с музыкой; труп не оживишь мертвецом. Экспрессионизм также обречен на гибель, как и создавший его социальный строй псевдореволюционной мелкой буржуазии, подлинное лицо которой было обнаружено только тогда, когда рабочий класс Германии малоизящными ударами своих кулаков сшибал с этого лица подкрашенную в розовое маску.
…
Экспрессионизм падет, так как общество, создавшее его, бесплодно, как смоковница, и все его старания впасть в детство (о, примитив!) только ярче подчеркивают его недолговечность».
Сравнивая конструктивизм и экспрессионизм, можно увидеть огромную разницу в мировосприятии художников одной эпохи, порожденную разными жизненными установками и идеями.