Не удержусь от кросспоста - Про мышку, паучка и Бесогона

May 11, 2011 11:10

Вышла в свет последняя часть эпоса Никиты Михалкова "Утомлённые солнцем. Цитадель". Вышла менее пафосно, чем "Предстояние", однако не оказаться в центре внимания просто не могла. Слишком известная личность снимала, слишком много скандальности вокруг, слишком острая для нашей страны тема.

Есть такой старый детский анекдот: "- Ёжик в каске - смешно? - Нет. - Зато про войну!"

Так вот Михалков в каске - это не про войну. И в этом главная суть "Цитадели". Все эти мышки-норушки, комарики-фонарики да паучки, смутно навевающие воспомнинания о "Дневном и Ночном Дозорах", все эти штурмы непонятной цитадели с палками наперевес - это не о войне. Это не о наших дедах, погибавших на фронте, и вообще не о Великой Отечественной войне.

Это самовыражение внутреннего мира Никиты Михалкова, его представлений о чём-то. Не берусь судить о чём, это самому Михалкову виднее.

Тут мы вступаем на скользкую стезю разговора о том, что есть искусство вообще. Вот нарисовал Казимир Малевич свой знаменитый "Чёрный квадрат", и принято восхищаться гениальностью автора. А если вдруг вы соизволите заявить, что не узрели в квадрате ничего, кроме квадрата, то, стало быть, вы натура грубая и искусство не для вас.

"Цитадель" с "Предстоянием", на мой взгляд, удивительно смыкаются с другой крайностью искусства - пресловутым членом на мосту, нарисованным группой "Война", и удостоенным премии.

Те, кто в этом члене не видят ничего, кроме хулиганства, объявляются бездушными чинушами, непонимающими художников.

С Михалковым та же история - вокруг него выросли ряды коллег, оборонявших Творца от разгневанных сограждан. Сограждане были объявлены завистниками, лживыми выскочками, наймитами и прочими сочными эпитетами.

А всё на самом деле проще. Так уж вышло, что в доме практически каждого из нас, образно говоря, висит картина Великой Отечественной, написанная кровью наших близких. Разумеется, Никита Михалков может творить всё, что ему вздумается. Но Творцу-то вздумалось рисовать сиськи, члены и немецкое говно именно на этих святых картинах. Да ещё и писать под всем этим "творением" название "Промысел Божий".

Тут-то и вышел конфликт Михалкова с народом. Даже в наше циничное время позволено не всё, и этого, кажется, Михалков так и не понял.

Я уже говорил, что вся история на самом деле о самом Михалкове, о мужчине, который всем пытается доказать, что он гений. И тот, далёкий уже, "Оскар" гонит его сделать что-то не меньшее по значению.

А тут тема войны, под которую государство готово щедро проспонсировать режиссёра. И Михалков не устоял. Он не хотел говорить с народом о войне и делиться своей болью. Он хотел снять мегаполотно, чтобы удивить мир, снова выиграть "Оскар" и доказать всем, в первую очередь себе, своё мегавеличие.

Так пожилой мужчина, страшась увядания, начинает бегать за студентками, пытаясь самого себя убедить в том, что он по-прежнему альфа-самец. А Михалков пытается доказать миру, что он альфа-творец.

И вот тут образ мышки, затронутый в "Цитадели", как нельзя кстати. Есть в этом нечто фрейдистское, будто из глубин сознания самого Никиты Сергеевича всплыло: а гора-то родила мышь!

С художниками иногда такое случается: словно змея, пережившая свой яд, они переживают свой талант. Кому-то хватает мудрости сойти с дистанции, оставшись в памяти только своими шедеврами. А кто-то, как несчастный Эльдар Рязанов с ремейком "Карнавальной ночи", доходит до того момента, когда восхищение сменяется жалостью.

Тут ведь есть ещё и сугубо материальная проблема. Если Никите Михалкову хочется рисовать высокохудожественные члены на мосту и снимать на плёнку всех членов своего семейного клана - на здоровье. Только, пожалуйста, на свои деньги либо на деньги меценатов.

Использовать же в качестве творческой "виагры" безумные государственные средства - это нехорошо. А уж проделывать это, прикрываясь военной тематикой - и вовсе жульничество.

Недостойно это человека, упорно претендующего на статус едва ли не "совести нации".

Вокруг "Цитадели" было уже много шума. Например, Михаил Задорнов разразился гневной отповедью критикам Михалкова, расхваливая новый фильм режиссёра, и называя нехорошими словами тех, кому не нравится михалковская мигалка.

Что я могу сказать на сей счёт? Проблема не в людях, а в самом Михалкове. Это человек, который настолько погряз во внутренних противоречиях, что ему нужны не слова критиков или поклонников, а хороший психоаналитик.

Если вдруг вместо Мадонны у художника стал выходить только член, наверное, надо остановиться и подумать, стоит ли рисовать дальше. Во всяком случае, это куда лучше, нежели агрессивно убеждать окружающих, что член - это Мадонна в новом ракурсе.

Если вдруг ты почувствовал внутри себя желание донести до народа истину через "Манифесты", то, наверное, не стоит подрывать доверие к себе привилегией в виде чинушной мигалки и склоками вокруг финансовых отчислений за болванки.

...мышка бежала, хвостиком махнула, упал талант режиссёра Никиты Михалкова и разбился. Остался лишь какой-то седой мужик в майке с надписью "Бесогон".

Не плачьте, товарищи! Родится ещё на нашей земле режиссёр, который снимет нам великое кино о великой войне! И не только о войне!

Тут и конец сказке про цитадель, Сталина, репрессированные сиськи и комдива Котова, у которого завелись паучки.

© petrovchik

Оригинал здесь

И прекрасная иллюстрация из каментов:

Previous post Next post
Up