Originally posted by
meimuna at
"Не хуже других" и референтные группыОригинал взят у
maria_d в
"Не хуже других" и референтные группыУ человека есть группы, к которым он принадлежит. Начиная с семьи. Человек - животное стайное, так что против самого факта существования таких референтных групп не попрёшь особо. И понимание механизмов работы референтных групп может помочь родителям разобраться в поведении ребёнка.
Скажем, все дети в садике лизали грязные сосульки, и ребёнок за компанию лизал. "А ты не смотри, что они делают! А может, они с утёса будут прыгать!" - совет хороший в теории, но трудновыполнимый, если садик - ОСНОВНАЯ референтная группа. Механизм слишком мощный. И хотели же сами, чтоб ребёнок со всеми занимался и со всеми ел. Так и сосульки будет со всеми лизать.
Или вот чадо хочет мобильник, как "у всех в классе". Новейший ДВД или компьютерную игру. Проколотый язык. Вот у меня был самый крутой программируемый калькулятор БЗ-34. И это было здорово, помню. Так что - признаюсь, то же было в детстве. Несмотря на мою сильнейшую отвязанность от стайных механизмов в общем.
ЕСЛИ у ребёнка есть основная референтная группа, невозможно закрывать глаза на ценности этой группы. Иначе - какова там предполагаемая РОЛЬ ребёнка? Бунтарь? Шут? Хочется этого своему?
С другой стороны, можно сделать так, чтоб у ребёнка было МНОГО референтных групп, а основной являлась семья. Тогда естественным будет заявляемое лёгкое отношение к мнению этих других групп.
И из комментариев:
"Уровень ценностей определяется во многом количеством времени в этой группе. Если ребёнок бОльшую часть времени проводит в семье, то ценности семьи будут по факту объявлены более высокоуровневыми. Если же нет..."