Будьте самостоятельны!
Есть много причин, побудивших меня завершить работу Изюминки. Не буду их перечислять. Важно, что это решение созревшее, взвешенное, сознательное. Но при этом мне, конечно, всё равно грустно закрывать студию.
Утешаю себя (а может быть и вас) тем, что планирую через некоторое время собрать занятия студии в книгу - чтобы кто-то мог ими при желании воспользоваться. Второй проект, связанный с подведением итогов работы Изюминки, - включение лучших афоризмов-определений участников студии во вторую редакцию большого общего «Многотолкового словаря». Правда, ещё не издана и первая его редакция, но всё постепенно образуется.
Каждый, кому нужно будет получить сводку своих афоризмов-определений, прошедших через нашу студию, пусть напишет мне об этом, я пришлю.
Каждый из участников студии этого года отныне переходит в разряд самостоятельных авторов (участники предыдущих лет перешли туда раньше). Буду благодарен каждому, кто с течением времени подтвердит свою самостоятельность, издав свою первую книгу (а кое-кто и не первую!) и прислав мне информацию об этом.
Накопленные плюсики не показываю, поскольку практического приложения они уже не имеют. Кто хотел свои тексты прислали, и я всем ответил (если не получили - срочно просигнальте!).
Занятие 6 (102). Работа с опубликованием
На предыдущем занятии было обещано поговорить не только о творческой ответственности за готовый текст, но и об ответственности житейской. Об ответственности за его жизнь в нашем человеческом мире. (Не буду напоминать о хорошо известном сравнении книги с ребёнком, родителем которого является автор, вы его уже знаете.)
Тема опубликования книги имеет на этом последнем занятии особое значение, потому что настойчиво призывает каждого из вас к авторской самостоятельности. Мне очень хочется убедить каждого в том, что этот призыв вполне конструктивен.
Настоящая жизнь произведения начинается с публикации
Работа с произведением не заканчивается с завершением работы над текстом. Начало его жизни - публикация. Не будем говорить об особых ситуациях с публикацией произведений ушедших из жизни авторов. Это, действительно, особые ситуации. Не стоит утешать себя тем, что когда-нибудь написанное нами, но не опубликованное, будет извлечено на свет благодарными потомками, которые сделают его общим достоянием. Такое бывает достаточно редко. Это дело автора: завершить работу над своей книгой - публикацией. Тем более что в наше время есть все условия для этого, о чём пойдёт речь ниже.
Публикация написанного - это не только авторское дело, но и просто человеческое. Ведь вся культура человечества - и внешняя для человека, и та, которая живёт в его обиходе, в его интеллекте и в его душе, - соткана из того, что отдельный индивид делится своими пониманиями, своими свидетельствами о прожитом, своими творческими достижениями с другими людьми, с человечеством. Увиливать от этого, мягко говоря, как-то странно.
Но жизнь произведения именно начинается с публикации, а не кончается ею.
Часть писательской работы
Все усилия по опубликованию произведения - органическая часть писательской работы. Нельзя её избегать. В каком-то смысле это было бы предательством по отношению к написанному. И, как было сказано, отказом от участия в развитии человечества. Это может показаться преувеличением (что такое один человек, тем более если речь не об известном авторе, в масштабе человечества!), но я стараюсь искренне поделиться с вами своим взглядом на писательское дело. Да и на творчество вообще. Не нам судить, чей вклад значительнее. Нам не угадать, что, когда и при каких обстоятельствах обретёт свой смысл и своё значение. Но каждый пишущий человек должен понимать, что его способность, его возможность сказать своё слово не должна пропасть бесследно.
Если же вернуться к чисто практической стороне писательской работы, то можно уверенно сказать, что опубликование произведения является её неотъемлемым элементом. Если мы придумываем себе, что «это никому не нужно», «никому не интересно», «и погромче нас были витии...» (Некрасов), «пишу просто для себя...», «какой из меня писатель...», ну и всякое такое - это просто психологические отмазки, оправдывающие увиливание от очередного этапа работы, которую тебе надо делать.
Честно говоря, я и сам был склонен к такому увиливанию. То оправдывался советской идеологической цензурой, хотя вполне мог овладеть тем эзоповым языком, который позволял обходить любую цензуру. То сетовал на пришедшее на смену идеологии коммерческое сито. Но всякий раз, когда я делал реальные усилия к опубликованию, они давали свои плоды. Сейчас не осталось вообще никаких внешних поводов для оправданий. Осталась лишь борьба с собственной инертностью.
Поиск возможностей публикации
Для каждой законченной вещи нужно искать возможности её опубликования.
Особо следует сказать о малоформатных вещах. Например, об отдельных стихах, афоризмах, рассказах, эссе. Тут надо знать и помнить магические термины: «подборка», «цикл», «сборник». Благодаря им, можно и намечать творческие линии, и расширять возможности публикации. И, наконец, надо приучать себя к мышлению книгой, то есть к созданию книги, пусть даже небольшой, из произведений малых жанров (тем более из больших произведений).
Но когда мы говорим о публикации, сначала имеется в виду публикация в периодике. С этого и можно начинать. Сейчас существует множество разнообразных бумажных периодических изданий и интернет-изданий. Познакомиться с ним можно в любом газетном киоске. Можно также уделить какое-то время просмотру каталогов подписной периодики: они есть в каждом почтовом отделении. Наконец, большинство бумажных изданий имеют сейчас свою страничку в интернете, откуда можно больше узнать, чем из каталога, и найти информацию для потенциальных авторов.
Составьте свой список периодических изданий, которым может подходить то, что пишете вы. И - пробуйте! Посылайте, звоните, чтобы узнать, получен ли ваш материал и какова его судьба, не смущайтесь отказами, они чаще всего неизбежны, через это надо научиться спокойно проходить, чтобы делать новые попытки.
Одним из путей к публикации могут служить конкурсы. Не надо ничего от них заранее ожидать, но участвовать в них полезно в разных отношениях. Воспитывают писательскую дисциплину, опыт взаимоотношений с теми, кто читает и оценивает тексты, и вообще навык представления своего творчества.
Формы тиражирования и издания бумажных книг
Теперь о книгоиздании. Напомню, что издание бумажной книги возможно в разных вариантах.
Первый из них, исторически самый традиционный: это предложение книги издательству, которое издаёт его на свои деньги и даже выплачивает автору какую-то часть стоимости тиража (это называется роялти) или какой-то фиксированный гонорар.
Второй вариант - издание при финансовом участии автора, но издательство обеспечивает весь цикл предпечатной подготовки (до сдачи книги в типографию)
Третий вариант - автор обходится без издательства, своими силами готовит книгу к печати, сдаёт её в типографию (оплачивая этот заказ) и сам, получив тираж, занимается его распространением.
Четвёртый вариант можно назвать тиражированием. Это самостоятельная подготовка к печати и заказ малого тиража не в обычной типографии (офсетная типографская печать рентабельна лишь при тиражах 300-500 экземпляров и более), а на цифровой печати (так можно напечатать любое количество экземпляров, но себестоимость выше, чем на офсетной печати).
Первый и второй варианты хороши полным циклом предпечатной подготовки (редактор, корректор, вёрстка, оформление), предоставлением книге издательского индекса (ISBN, без него книга не считается официальным изданием) и передачей около двух десятков экземпляров книги в Книжную палату для рассылки в центральные библиотеки. А также (это очень существенно) наличием у издательства каналов сбыта книжной продукции, по которым будет распространяться и ваша книга.
При четвёртом варианте автору тоже могут помочь осуществить предпечатную подготовку - за дополнительную плату.
Пятым вариантом можно считать «печать по заказу», но это примыкает к теме электронных книг.
О том, как взаимодействовать с бумажным издательствами, я писал в НСК. Главное - не доверяться простой отсылке материалов в издательство по электронной почте. Всегда нужно звонить и узнавать об их судьбе, а желательно приехать пообщаться с теми, от кого это зависит.
Электронные книги
Сам я предпочитаю бумажные книги - и как читатель, и как автор. Но развитие электронного книгоиздания уже дало автору совершенно новую степень свободы, и об этом я хочу рассказать, поскольку воспользовался этим за последний год на максимуме.
Уже несколько лет я пытался найти такую интернет-площадку, где можно было бы опубликовать самостоятельно подготовленные книги. Пару раз мне это удавалось, но в обоих случаях путь оказался тупиковым. Сейчас существует вполне грамотно построенная площадка, где можно бесплатно подготовить книгу, используя универсальную систему вёрстки электронной книги, получить для неё индекс ISBN и сайт, на котором представлена эта книга, а также разместить её в многочисленных российских интернет-магазинах и в электронных библиотеках. Она поступает и в продажу на американском интернет-магазине Амазон (в его русскоязычном секторе). Вопрос оплаты решается отчислением 3/4 дохода от продаж книги. Кстати, цену вы назначаете сами. Четверть дохода является гонораром автора, что представляется достаточно справедливым (во всяком случае, роялти в 25% у бумажного издательства получить нереально).
О деньгах надо сказать отдельно. Рассчитывать, что вы сразу начнёте получать хоть сколь-нибудь заметный доход от книги, нельзя. Те немногие авторы, кому это удаётся, прикладывают к этому огромное количество усилий. Но об этом немного ниже.
Другое дело - сам процесс публикации, для которого нужно включить «мышление книгой», а это очень полезно. И сам факт публикации, который открывает доступ возможным читателям, в то же время позволяя автору считать работу с книгой завершённой.
Интернет-площадка, о которой я говорю, называется «Ридеро» (
Вот выход на неё), а ридеровское издательство, которое издаст подготовленную вами книгу, называется «Издательские решения».
Сам сайт Ридеро тоже торгует электронными книгами своих авторов. На этом сайте и в интернет-магазине Озон для вашей книги предлагается также услуга «Печать по требованию», то есть продажа электронной книги в бумажном варианте (естественно, гораздо дороже, чем в электронном).
Кроме того, Ридеро может напечатать бумажный тираж вашей книги и прислать его прямо на дом. Это обычная цифровая печать хорошего качества. Это уже оплачивается, как и многие другие дополнительные услуги Ридеро.
Впрочем, сейчас уже появляются конкуренты Ридеро. Так что через какое-то время, возможно, автор сможет выбирать между различными интернет-площалками такого рода.
Вёрстка и оформление
Приведу некоторые общие сведения о подготовке книги к печати (это и есть предпечатная подготовка), чтобы вы могли прикинуть, что можете сделать самостоятельно, а в чём надо прибегнуть к помощи (дружеской или оплачиваемой).
Вёрстка. Это приведение всех страниц книги в такой вид, как она будет выглядеть, выйдя из печати. Для этого надо знать требования типографии или цифровой печати к размеру страницы и её полей. Всё остальное можно сделать в Ворде, но при этом надо представлять себе некоторые термины вёрстки и способы регулирования параметров, которые обозначены этими терминами. В Ридеро это всё поставлено на автомат, и сделать необходимую подстройку текста к требованиям системы можно, закачав в неё текст в любом вордовском виде.
Дизайн. Сюда может входить многое, но главное - это выбрать вид шрифта (гарнитуру) и общий стиль оформления текста. В Ридеро достаточно выбрать из нескольких предоставляемых системой макетов наиболее соответствующий.
Иллюстрации. Иллюстрации можно вставлять и в Ворде, и в Ридеро, но надо внимательно почитать, как это делается. Главное иметь иллюстрации в формате «jpg».
Обложка. Она требует отдельной заботы. Сейчас дело облегчается тем, что обложку можно сделать на основе цифровой фотографии. Главное - уметь соединить её с заголовком книги и именем автора. В Ридеро можно использовать определённые шаблоны или закачать обложку в виде своей цельной картинки.
Оборотка. Если вы готовите книгу сами, не забудьте, что между титульным листом и текстом должна быть выходная информация о книге («оборотка» титульного листа). Как её готовить, узнаете из интернета или другими путями. Ридеро делает это самостоятельно.
В любом случае нужно написать текст краткой аннотации. Посмотрите, как выглядят оборотки в бумажных книгах, стоящих у вас на полке.
Продвижение книги
Если вы хотите обеспечить «продвижение» книги, то есть рекламу различных видов и просто распространить информацию о ней, подумайте, какое количество времени и сил вы готовы на это затратить. От этой работы зависит, какое количество людей будет знать о книге и сколько у неё будет покупателей.
Бумажное издательство обычно берёт большую часть такой работы на себя. Но нередко требует от автора его доли усилий, иногда даже включая эти требования в договор. Если вы издаёте её сами, всё зависит от вас. Если вы решили максимально способствовать продвижению книги, у вас может не остаться времени ни на что другое.
Однако хотя бы минимальные усилия приложить к продвижению книги необходимо. Например, писать о ней в социальных сетях, где вы присутствуете (или даже завести аккаунты там, где вас ещё нет)
Старайтесь получать отзывы от тех читателей, с кем вы в контакте. На этом автор крепнет и развивается. Постарайтесь устроить презентацию книги в библиотеке или ещё где-то. изобретайте свои ходы.
Если ваша книга пошла по издательским каналам сбыта или выставлена в электронном виде, это ей поможет привлечь внимание читающей публики. Если вы издали её сами, ищите сами пути её продажи. В этом нет ничего зазорного. Чтобы попасть к тем, кому она нужна, книга нуждается в помощи!
Обновление и развитие написанного
И наконец, заглядывая в дальнейшую судьбу вашей книги, могу сказать, что вы всегда можете продолжить работу с ней. Электронный вариант можно заменить на обновлённый. Бумажную книгу можно переиздать в новой редакции.
А можно работать над новой книгой - после того, как на первой книге вы прощупали весь путь её опубликования!..
Вопросы для ответов
1. Что в этом занятии было тебе известно? Что оказалось особенно новым?
2. Считаешь ли ты, что готов, в принципе, к той работе с опубликованием книги, о которой здесь говорится?
3. Что здесь для тебя особенно затруднительно?
4. Какие моменты остались не очень понятными?
4. О чём мы на студии так никогда и не поговорили?
5. Сформировались ли у тебя непосредственное общение с кем-то из участников студии, пусть и дистанционное, как вся она?
ВОЗ-1
Придумать афоризмы-определения для слов и выражений: АВТОР, ИЗДАНИЕ, КНИГА, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА.
ВОЗ-2
Выбрать 3-5 интересных для тебя слов и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Написать предисловие или введение для книги, которую собираешься издать в электронном виде.
ВОЗ-4
Опубликовать свою книгу (любого объёма) в электронном виде на площадке «Ридеро» и прислать ссылку на сайт этой книги. Желательно сделать это до Нового года!
ВНИМАНИЕ!
Наши задания и раньше были всего лишь возможными. Тем более они не обязательны сейчас. Но поскольку эта возможность входит занятие, советую вам ею воспользоваться.
Однако предупреждаю, что жду ответов лишь один месяц, до 15 декабря. После этого студия считается закрытой.
Но тут-то вы и становитесь совершенно свободны писать свои книги.
Пишите!