Как всегда, начинаем сначала
Надеюсь, все получили комплект визиток. Кто не получил - сигнальте. Завтра-послезавтра я выставлю пост, который служит в студии форумом. Там можно затрагивать любые темы, имеющие отношение к студии. Приватно вы можете общаться друг с другом через личные сообщения в ЖЖ или по мейлу (все адреса есть в рассылке визиток). Советую также читать друг друга и отзываться на прочитанное, это органическая часть студийной работы.
Начальный состав у нас рекордно мал - восемь человек. Но зато все взрослые и мотивированные люди. Поэтому есть возможность сделать занятия этого года особенно эффективными. Новый ритм работы поможет этому. Напоминаю: новое занятие вывешивается раз в два месяца, 15-го числа нечётного месяца. Время для ответов и выполнения заданий - до 1-го числа следующего нечётного месяца (то есть шесть недель). Числа с 1 по 15 - моё время для подготовки следующего занятия. В этом году будет шесть занятий. Задания будут несколько шире, чем раньше.
Тематика занятий этого года будет разнообразной, но связанной в единую цепочку. Её можно примерно обозначить как «Этапы работы над произведением». Но этапы этапами, а в каждом задании нужно будет писать и законченные тексты. Поэтому для каждого из вас многое зависит от своего стиля занятий в студии, от стремления выходить за рамки конкретной темы вширь и вглубь. А главное - от готовности к письменной речи. Без воды не научишься плавать. Чтобы учиться писать, нужно ... (сами поставьте недостающее слово). Шесть занятий в год - это немного, если ограничиться только ими. И вполне достаточно, если активно использовать, в меру своих сил, сопутствующие возможности.
Считаю, что каждому, кто не читал «Написать свою книгу», стоит её прочитать. Иногда, чтобы не повторяться, я на неё ссылаюсь. Советую также, кто не смотрел мой видеокурс «Учись сочинять», посмотреть его. Хотя он для школьников, но я там говорю о многих изначальных вещах, которые важны для понимания более детальных подходов.
По результатам выполненных заданий у вас копятся плюсики. Их можно тратить на то, чтобы прислать мне на отзыв или редактирование свои внестудийные произведения. Пока здесь у всех нули:
ardnaskela20 = 0,
bigbeardman = 0,
helaritas = 0,
iliysakucc = 0,
irinazhar = 0,
lanemru = 0,
tania_al = 0,
znnina = 0.
Занятие 1 (97). Работа с замыслом
Здесь мы обратимся к начальному этапу писательской работы, который может, на первый взгляд, быть почти незаметным. Ну, возник замысел - и возник. Важно ведь его реализовать, этому и нужно уделять внимание.
На основе своего более чем полувекового писательского опыта, я могу сказать, что этап работы с замыслом (до того как автор берётся за непосредственное написание задуманного текста) гораздо важнее, чем может показаться. Отношение к нему служит камертоном творческой жизни.
Должен сразу напомнить, что имею в виду не ремесленную сторону писательства, подразумевающую желание добиться зарабатывания денег и других составляющих успеха. Куда важнее для человека осуществить через письменную речь свои творческие возможности, стать собой как можно лучше. Это не означает небрежение ремеслом. Это вопрос приоритетных ориентиров. Тем, кто уже занимался в студии, такой подход известен, не утаю его и от новых участников.
Поиск и улавливание своей темы
Работа с замыслом подразумевает, что мы сосредотачиваем внимание на определённой теме. Хотя в семьдесят лет мне кажется, что я окружён бесчисленными темами, каждая из которых ожидает моего заинтересованного взгляда, но хорошо помню, что в семнадцать лет, когда уже хотелось писать, и не только стихи (возникавшие как бы сами), но и прозу, найти тему для меня было очень проблематично. В этом случае поиск темы можно сравнить с кладоискательством. Отличие в том, что свою карту сокровищ каждый может составить для себя сам.
Можно посмотреть занятия 9 и 52 в архиве ЖЖ:
Занятие 9. Темы и провокации и
Занятие 52. Своя тема. Впрочем, о наиболее важных направлениях скажу здесь заново.
Свою очередную тему естественно искать, прежде всего, среди наиболее значимых на данный момент своих интересов. Ведь в силу имеющегося интереса у тебя уже есть некоторый ресурс внимания в этом направлении.
Но источником тем может стать и твоя тяга к новому. Тяга - это движущая сила. А желание заглянуть в некую неизведанную область поможет освоить её в неожиданном ракурсе (неожиданном для тех, кому она привычна).
Внимание к крупным и мелким событиям, развернувшимся рядом с тобой, а тем более с твоим участием, - это тоже хороший писательский навигатор. Эти события могут быть свежими или извлечёнными из архивов, а то из собственных дневников.
Особого внимания заслуживают темы, относящиеся к твоей судьбе: к давнему или недавнему прошлому, к судьба родственников или друзей, к твоему общению с каким-либо незаурядным человеком.
К темам, предложенным тебе со стороны, стоит относиться осторожно, как к одежде с чужого плеча, но они тоже ценны тем тормошащим воздействием, которое порою могут оказать на тебя.
Приходится говорить не только о поиске темы, но и о том, чтобы уловить: годится ли она тебе. Это вопрос авторской интуиции. Кому-то она дана изначально, но если и нет, её можно постепенно развивать.
Найденная тема и Собрание несочинений
Про собрание несочинений (с большой буквы я пишу, когда надо подчеркнуть, что речь именно о ТВОЁМ Собрании несоичнений) написано в НСК, а также у меня на сайте:
Собрание несочинений. Можно посмотреть и
Занятие 5. ДОМ. Собрание несочинений.
Нужно приучить себя заносить туда любые возникшие замыслы, даже самые мимолётные и самые идиотские. Важно, чтобы оказать пролетающей идее мыслеприимство. В дальнейшем будет видна актуальность именно этого замысла, но сейчас - записать!
Не надо думать при этом о подыскивании хорошего названия. Пусть это будет временное, рабочее название, а окончательное правильнее искать позже. Иногда даже по завершении работы с текстом. Хотя потом, при перечитывании Собрания несочинений, могут возникнуть альтернативные формулировки.
Предметом записи замысла может стать и неожиданно возникший экспромт, пусть даже сам по себе не ахти какой, но стои зафиксировать возможность (замысел) его дальнейшей разработки.
Некоторые пункты Собрания несочинений могут потом надолго остаться статичными, а другие, напротив, буду менять свой облик. Нормально и то, и другое. Поэтому надо время от времени заглядывать в Собрание несочинений. Необходимо это ещё и для того, чтобы периодически проводить пересмотр своих приоритетов. Что-то поднимется вверх, повысив свою актуальность, а что-то спустится немного вниз или вообще уйдёт в конец списка.
Одни замыслы могут оказаться связанными с другими. Иногда они могут соединиться в некоторый общий проект, а иногда потребовать от автора немедленного перехода к следующему этапу. Но даже завершённое произведение, превратившись из несочинения в сочинение, может всё-таки остаться в Собрании несочинений с указанием «редакция вторая», о которой со временем хочется подумать.
Предварительное определение жанра
Иногда наш замысел уже подразумевает обращение к определённому литературному жанру, а иногда выбор жанра является элементом жанра, нуждающимся в проработке. Но даже предрешённый жанр не избавляет автора от жанровых забот.
Во-первых, речь может идти или о привычном для автора жанре, или о только осваиваемом. А поскольку каждый жанр имеет свои виды и подвиды, придётся постепенно уточнять конкретные характеристики жанра. Но пусть это будет потом. Сейчас, на уровне замысла, можно пользоваться самым обобщённым представлением о жанре. Это позже, по мере накопления опыта, мы будем постепенно стремиться к своему жанру внутри любой общепринятой классификации.
Во-вторых, итоговый жанр может не исключать использование промежуточных жанров. Приведу конкретный пример из собственной практики. Я написал пять сборников сказок про червячка Игнатия (100 сказок), и их жанровый формат, таким образом, вполне устоялся. Но уже несколько лет назад у меня появился замысел шестой книги. К сожалению, времени на его осуществления (с учётом приоритетов) у меня не было. Поэтому замысел вошёл в моё Собрание несочинений в двух видах: в виде книги больших сказок, как и первые пять, и в виде книги сказок-крошек, которые можно было написать в крошечных оазисах времени. Второй проект мне удалось осуществить уже некоторое время назад, до осуществления первого пока далеко. Можно сравнить, скажем, первую книгу («Червячок Игнатий и его друзья») с шестой книгой на сайтах электронных версий этих книг (там можно прочитать первые сказки из каждой книги):
Книга 1. Червячок Игнатий и его друзья (большие сказки) и
Книга 6. Червячок Игнатий и его друзья (сказки-крошки).
Жанры, на которых можно в уменьшенном виде примерить не осуществлённые пока замыслы, достойны названия «полезные», и можно предусматривать обращение к ним на этапе замысла, задолго до полного его осуществления. У них минимальный объём но это эир завершённые произведения, и в этом их большое достоинство.
Продумывание
На этапе работы с замыслом уже можно начинать работу по продумыванию найденной темы. Туда могут входить самые разные подходы. Некоторые из них назову, а какие-то вы, несомненно, можете изобрести сами.
Прежде всего это погружение в выбранную тему. Этому могут способствовать родные или друзья (если тема их касается каким-то боком), а также связанные с этой темой знакомые. Этому могут способствовать библиотеки и музеи. Этому могут способствовать какие-то вылазки туда, где «живёт» эта тема.
Что-то можно опробовать и на текстовом уровне, обратившись к каким-то полезным жанрам, которые будут играть испытательную роль. С их помощью можно ещё до погружения в работу над основным текстом опробовать мысли и образы, сюжетные ходы и характеры персонажей. Например, почему бы не придумать афоризмы-определения для основных представлений, на которых будет основан замысел? Они могут войти или не войти в итоговый текст, но в любом случае помогут увереннее говорить о том, о чём пойдёт повествование. Почему бы не написать маленькое эссе на выбранную тему?.. Почему бы не сочинить крошечную пьеску, где два-три персонажа смогут обменяться своими первыми репликами?..
Почему бы не написать небольшие рассказики или сказочки, в которых будущие персонажи поживут немного своей жизнью?.. Или придумать некий пред-сюжет для какого-то персонажа, относящийся к его жизни ДО попадания в задуманное произведение?..
Для больших и средних жанров стоит запастись замыслами неких подсюжетов, из которых потом мы будем частично конструировать общий сюжет. Кстит, в любом случае стоит и для пред-сюжетов, и для подсюжетов предусматривать определённую автономию от основного замысла. Тогда эти небольшие произведения останутся в нашем арсенали, если даже сам большой замысел не будет осуществлён.
Накопление материала
Кажется, мы перешли ещё к одной стороне работы с замыслом: к накоплению материала.
Мы можем уже на этом этапе позаботиться о кастинге персонажей, о выборе героя (или героев). И, как было сказано выше, проверить их жизнеспособность на небольших тестовых текстах.
Мы можем продумать основную мысль, основную идею своего произведения - и примыкающие к ней мысли. Мы ведь уже сейчас должны помнить о том принципе ДОМ (
Принцип ДОМ), который нам придётся примерить к тому тексту, который мы получим в конечном итоге.
Мы можем эскизно прорисовывать образы, которые послужат для того, чтобы вылепить общий образ, создающий читательское впечатление.
Мы можем изобретать сюжетные ходу, которые постепенно лягут в основу общего сюжета.
Много чего можем начинать делать уже на этом этапе.
Предварительная формулировка-аннотация
По мере той работы с замыслом, о которой идёт речь, у вас будет проясняться представление о нём и возникнет возможность добавить к вписанному в Собрание несочинений краткому рабочему названию несколько слов, характеризующих задуманное произведение. Это ещё не та аннотация, которую печатает издатель на оборотке титульного листа. Это самоаннотация, для себя.
Сформулируем максимально кратко суть задуманного произведения. Например: «Поэма-верлибр о великой борьбе образов с мыслями, закончившейся признанием друг друга». Или: «Роман-фэнтези о девушке-мечтательнице, которая не могла ходить, но умела летать и после долгих испытаний стала королевой всех летающих существ Вселенной». или «Сказка о пареньке, которого все считали закоренелым упрямцем, но который во всём добивался успеха, потому что любил советоваться со своей бабушкой». Или «Рассказ о скромной воспитательнице малышей, которая постоянно обыгрывала знатоков в игре «Что? Где? Когда?». Или: «История о рекордно скоростных курсах английского языка, на которых преподаватель рассказывал увлекательнейшие истории, но только по-английски, и ученики торопились выучить всё, чтобы понять продолжение». Или «Повесть о создателе первого музея китайской культуры на Сахалине, неожиданно занявшего первое место в рейтинге музеев мира».
И очень полезно также добавить к этой самоаннотации информацию о предполагаемой целевой аудитории (так называется круг людей, которым может быть интересно произведение). Польза в том, чтобы автор задумался над этим.
Ещё одно возможное дополнение (внимание! не ужасайтесь) - это предполагаемый ориентировочный объём произведения. И его роль в том, чтобы попробовать прикинуть его, а потом он может оказаться в десять раз меньше или в сто раз больше.
Произведение, цикл, книга
Как плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, так и писателю стоит при возникновении замысла подумать о том, куда он может его привести, - подумать о книге, в которую задуманное произведение может когда-нибудь войти. Ну, или хотя бы о цикле родственных произведений. А всё-таки лучше о книге!..
Приведу пример из практики - теперь не из своей, а из вашей. В каждом задании вы будете придумывать афоризмы-определения. Для некоторых слова будут давать я, для других вы будете выбирать слова сами. За год у каждого из вас накопится несколько десятков определений (у тех, кто занимался в Изюминке раньше, они исчисляются уже сотнями). Разве не имеет смысл подумать о том, какую итоговую книгу своих афоризмов-определений можно получить в итоге? И само представление об этом замысле книги, само МЫШЛЕНИЕ КНИГОЙ неминуемо повлияет на ваш отбор слов для определения, на вашу работу с ними. Подумайте об этом!..
При таком подходе ваш замысел произведения (в нашем примере - каждого афоризма-определения, ведь это законченное литературное произведение, хотя и небольшое, но таков жанр афористики) получит новое, дополнительное измерение, и это его только обогатит.
Стихотворчество
По-своему выглядит работа с замыслом, когда дело касается стихотворчества (не говорю «поэзии», потому что поэзия бывает и в прозе). Нередко записью в Собрание несочинений можно считать первую строку начатого стихотворения, потому что пока автору не до рабочего названия, а персонажи часто отсутствуют.
Вместо мышления книгой поначалу можно говорить о мышлении циклом, в который складываются отдельные стихи. Но и такой подход часто применим лишь на более позднем этапе, когда цикл выявляется из написанных стихотворений. О мышлении книгой мы вспомним позже, когда станет возможным соединения в ней нескольких циклов.
В Собрание несочинений входит любое начатое стихотворение. Ведь дело автора не терять его навсегда, если оно не дописано по тем или иным причинам, а сберечь до того возможного момента, когда оно сможет состояться до конца. Или когда незаконченное окончательно станет частью поэтического архива.
Не забудем, что Собрание несочинений имеет для нас значение и как наш творческий дневник. Поэтому, сохраняя в нём хотя бы одной строкой свой поэтический замысел, не забудем пометить эту запись датой. Когда-нибудь эта дата поможет вам сориентироваться в давнем-давнем прошлом своих переживаний и идей.
Творческая самоорганизация
Работа с замыслом полезна тем, что с самого начала приучает нас к постоянной творческой самоорганизации. Она закладывает те элементы, которые помогут развивать задуманное и идти, через последующие этапы, к его осуществлению. А с точки зрения, занятия в студии, оно позволит нам уже сейчас получить некоторые конечные результаты.
С самого начала, на этапе работы с замыслом, стоит задуматься о таком важном элементе смоорганизации как оазисы времени. О них написано в НСК и на моём сайте:
Оазисы времени. Вот и занятие, в котором говорится о них:
Занятие 8. Как писать для детей. Оазисы времени. Добавлю только, что очень важно выкраивать эти оазисы в самое плодотворное индивидуально для тебя время.
Использование Собрания несочинений позволяет укрепить себя и в том, что мой сын Антон называет постоянством намерений. Не в том смысле, что занёс туда замысел, так изволь его осуществить (это уж как сложится), а в том, чтобы относиться к этому замыслу, каким бы он случайным ни казался, по-хозяйски, следя за его положением в перечне приоритетов и уделяя ему соответствующее внимание.
В порядке развития писательской самодисциплины можно даже наметить для себя примерные сроки работы с произведением (когда начать его писать и сколько времени может занять достижение конечного результата. Сроки условные, передвигаемые, но вместе с тем сосредотачивающие.
На практике работа с замыслом редко выглядит так системно и объёмно, как здесь описано. Это дело более порывистое и эпизодичное. Но стоит иметь в виду возможные подходы и знать о некоторых возможностях, к использованию которых никто не принуждает, но для кого-то какие-то из них могут оказаться очень даже полезными.
Вопросы для ответов
1. Каково впечатление от первого занятия (не великоват ли объём, интересны ли тебе лично затронутые темы и пр.)?
2. Встретились ли затруднительные для восприятия места? Какие именно? В чём затруднение?
3. Интересно, как будет выглядеть в собрании несочинений замысел афоризма-определения?
4. По каким указанным адресам ты заглядывал, а по каким нет? Почему да и почему нет?
5. Какие два-три момента показались наиболее важными?
6. Сколько примерно времени заняло знакомство с занятием?
7. Какие пожелания хотелось бы выразить для следующего занятия?
ВОЗ-1 (ВОЗ расшифровывается как «ВОзможное Задание», то есть не обязательное). Выполнять задания можно в любом порядке. Каждое из них должно быть дано (или указана ссылка) в отдельном комментарии.
(О жанре афоризма-определения можно прочитать в НСК, в Википедии, а также на сайте:
Афоризмы-определения. Для занятий, ему посвящённых, указываю лишь даты: 7.3.2009, 5.10.2010, 5.2.2014, по ним в архиве ЖЖ легко найти занятие.)
Придумать афоризмы-определения для пяти слов: ОТКРЫТИЕ, ОТРЕЗОК, ОТРОЧЕСТВО, ОТСРОЧКА, ОТЦОВСТВО.
ВОЗ-2
Выбрать от 6 до 10 интересных для тебя слов и придумать для них афоризмы-определения.
ВОЗ-3
Выставить на своей страничке (а в комментарии к занятию дать ссылку на эту страничку) фрагмент своего Собрания несочинений, в котором будет замысел ЕЩЁ НЕ НАПИСАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ из ВОЗ-4.
ВОЗ-4
Сочинить небольшое произведение объёмом до 1 тысячи знаков (желательно меньше), которое было бы написано в соответствии с работой над замыслом, ранее опубликованным в ВОЗ-3.
ВОЗ-5
Сочинить произведение любого жанра объёмом до 4 тысяч знаков, которое было бы итоговой реализацией замысла, ранее опубликованного в ВОЗ-3.