«Черный квадрат» Малевича - результат пьяного сарказма и гениального пиара

Aug 30, 2019 20:03

«Черный квадрат» Казимира Малевича - одна из самых известных и дорогих картин в русском искусстве. И, ко всему прочему, одна из самых обсуждаемых. Что там Серов, Айвазовский с морскими картинами да Брюллов со своим «Последним днем Помпеи»?



Даже «Джоконда» Леонардо да Винчи отошла на второй план. Большинству искусствоведов гораздо интереснее обсуждать не ее загадочную улыбку, а скрытый смысл черного квадрата. И ведь что интересное, они его находят! Там и стремление создать подвижную форму, философская формула - увидеть за черным белое, за ложью истину. Некоторые видят в квадратике бунт против застоявшегося искусства, некую революцию, отказ от содержания, вызов православной религии, тотальную пустоту, смерть и сыплют множеством красивых, содержательных и абсолютно непонятных слов. В общем, если человек не увидел в черном квадрате никакого смысла, то он - бессодержательная личность, тупой жлобяра со слаборазвитым воображением. А если что-то там засек и осознал, то, наоборот, высокоинтеллигентный индивидуум с огромным духовным содержанием.

Обычные люди считают, что намалевать на холсте черный квадрат может любой, даже ребенок. Не соглашусь, у нормального ребенка не хватит терпения красить в один цвет здоровенный холст. И, вообще, знатоки утверждают, что это не квадрат, а параллелепипед, и краска там разная. Тоже ищут в этом особый смысл.

Кстати, если разбираться, то Казимир Малевич - не первый автор подобного «шедевра». Оказывается, задолго до него, аж в 1617 году, некий, не назову его художником, Роберт Фладд изобразил наглухо черную картину и гордо назвал ее «Великая тьма».

Через 200 лет на какого-то Берталя снизошло вдохновение, и он после долгих мучений написал картину «Вид на лагуну под покровом ночи». А дальше был Гюстав Доре, «Сумеречная история России», 1854 год (неужели у России действительно такая темная история?). Но лучшими «шедеврами» можно считать картины «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда (1882) и «Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле (1884). Вот где экспрессия! Правда, ничего не видно. Показывать Вам сии произведения нет смысла, достаточно посмотреть лишь драку негров в подвале, другие точно такие же. Разница лишь в названии. Но никто почему-то не называет Казимира Малевича плагиатором, хотя до его «Черного квадрата» было четыре идентичных «шедевра».

Сам Малевич позже утверждал, что в поте лица трудился над картиной несколько месяцев. Дескать, снизошло на него некое «бессознательное, космическое сознание». Причем, то снисходило, то убегало. Но есть другая версия создания данного «произведения». Однажды для футуристической выставки он готовил несколько картин. Из-за полной нехватки денег взял старый холст и стал его замазывать. Но тут в мастерскую ввалился полупьяный товарищ-соперник Иван Пуни. Увидев намалеванный на холсте черный квадрат и прикалываясь, он воскликнул: «Гениально!!! Умри Казик, но лучше не напишешь!». Нормальный человек воспринял бы эти слова как сарказм, который на самом деле и был. Но надо было знать Казимира Малевича - с болезненным самомнением, абсолютно не воспринимающий юмор, не принятый ни в одно из художественных училищ, но, тем не менее, свято верящий в свою гениальность. Шуточку Пуни он воспринял буквально, как признание своего таланта. Более того, маниакально подозрительный Малевич, испугавшись, что Пуни, проспавшись, может похитить его идею черного квадрата, решил застолбить ее. Он обратился к Михаилу Матюшину с просьбой выпустить брошюру с анонсом, чтобы закрепить свое авторство. Так сказать, запатентовал оригинальную геометрическую фигуру за собой. Таким образом, Билхолд и Алле со своими неграми в подвале, да и Пифагор со своей геометрией остались лишь жалкими подражателями великого Малевича.

А вскоре прошла футуристическая выставка. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где по православной традиции вешали иконы. В окружении четырех десятков других «шедевров» Малевича. Там на нее и наткнулись критики и искусствоведы, приглашенные на выставку. Надо было что-то сказать, чтобы отработать шампанское и бутерброды предшествующего фуршета. И крупнейший художественный критик тех времен Александр Бенуа то ли с похмелья, то ли прикалываясь, брякнул: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». Чересчур тонкий сарказм искусствоведа толком никто не понял. Но сами словосочетания «Мадонна и «Черный квадрат», «Черный квадрат» - это Мадонна футуризма» ласкали слух. Мало кто понимал в тонкостях футуризма, супрематизма, кубизма и прочих «измах», но все хотели выглядеть тонкими и искушенными ценителями современного искусства. Кто-то ругал и критиковал, кто-то восторгался и искал скрытый смысл в геометрических фигурах. А, как говорится в науке маркетологии, плохая реклама - эта незамеченная, а отрицательный, но шумный пиар - это, тем не менее, хорошая реклама.

«Черный квадрат» стал самой обсуждаемой картиной. Каждый «тонкий и интеллигентный» человек должен был вставить свой пятак в шумиху, поднятую возле «шедевра».

Естественно, на фоне такого скандала Малевич становится самым известным художником эпохи. Быстро и дорого распродает залежи нераспроданных картин, на фоне успеха создает еще несколько подобных «шедевров» - «Черный крест», «Черный круг», «Красный квадрат» да еще и «Белый квадрат». Но им далеко до первоисточника. Малевич теперь художник века, символ революционных преобразований в искусстве. Сомневающихся в этом клеймили неучами, людьми со слабым воображением и фантазией.

Сработал и срабатывает так называемый «эффект голого короля». Все видят, что это простая и незамысловатая мазня, но признать этого не могут, потому что засмеют более «тонкие и чувствующие» индивидуумы. Вот и стоишь возле этой фигни и придумываешь глубокий смысл, заключенный в квадрате. А нет никакого смысла, нет никакого шедевра. Король то голый.

отсюда

художники

Previous post Next post
Up