Jul 13, 2017 12:11
Четыре дня в Петербурге
4.
За что люблю Достоевского. За сердце яростное, горячее. За любовь к России. За болезнь и муку. За романы, за дневники, за все, что он написал. За страсть темную и глубокую. За веру его. За то, что людей любил, как я не умею.
Ехать утром в Лавру не было сил и посещение могилы я откладываю на следующую поездку. К тому же не могу прийти к Федору Михайловичу в таком виде (зачем не взяла ту длинную черную юбку). А идти в джинсах - ну нет. И еще я сильно устала. Решено - до следующего раза.
Выбравшись вечером из номера иду к БДТ. Вернее, сначала делаю крюк - к Николо-Богоявленскому Морскому собору, судя по карте, он совсем рядом. Часть дороги возле Ново-Никольского моста перегорожена - кладут асфальт. Он не такой как раньше - дымящиеся темные кучи, из которых мы выхватывали обжигающие темные комки и потом ладони пахли чем-то пряным и теплым. А теперь дорожное покрытие - что-то жидкое со странным запахом.
Издалека видны купола и большие экскурсионные автобусы. Перед центральным входом в собор группки китайцев и итальянцев с селфипалками. Возле забора, безучастно наблюдая за туристами, сидит коротко остриженная девушка в белой юбке. Из церкви выходит свадьба и гости группируются вокруг жениха с невестой для общего фотоснимка. Китайцы с итальянцами бросают селфи и выстраиваются за свадебным фотографом, тоже фотографируя. «Рашен ведин», - слышу от одной бабушки ловящей на свой телефон крупный план молодоженов. У невесты красивое платье с глубоким декольте и ажурным вырезом на спине, похожим на крылья бабочки. На голове и плечах - кружевная накидка, которую она постоянно одергивает, пытаясь закрыть декольте. После фотосессии с удовольствием снимает головной убор и смотрит в зеркальце, на прическу. Китайцы и итальянцы возвращаются к селфи.
Уже почти дойдя до театра вижу букинистический магазин «Раскольников». Подхожу к ближайшей полке и вижу «Сказочные повести скандинавских писателей» - издание 1987 года в розовой цветочной обложке. Выглядит не прочитанной. Моя любимая детская книга. Дивный, чудесный мир муми-троллей, моя маленькая вера в существование такого и среди людей, мой тихий свет, доброе тепло, утешение и счастье. Петербург, спасибо, это прекрасный подарок! Но почему эта книга здесь и сейчас. И я опять держу ее в руках. Пожалуй, я ее прочитаю. Кто знает, что увижу в ней сегодня. К тому же неизвестно, сколько еще раз я смогу ее прочитать. В детстве казалась, можно читать бесконечно, закрыв книгу, снова и снова переворачивать затертые и раскрашенные страницы, опять оказывалась в начале. Тогда мне казалось, это то же самое начало. Но теперь я понимаю. Каждый раз оно было другим. Неизменным, но новым. «В то самое утро, когда папа Муми-тролля закончил мост через речку, малютка Снифф сделал необычайное открытие: он обнаружил Таинственный путь!» Мне не надо открывать книгу чтобы записать эти строчки. Я очень благодарна своей бабушке за этот прекрасный подарок. Я скучаю. Где она теперь. Я бы о стольком хотела ее расспросить. А тогда - не приходило в голову. И тут же вспоминаю: Теплый Стан. На детской площадке четверка деревянных лошадей, темных, с красными седлами. Впереди - высокий белый конь. Их подкрашивали весной и однажды бабушка, не заметив, посадила меня в непросохшее от желтой краски седло. А ведь я тоже рассеянная и могу сесть на крашеную скамейку или прислониться к заборчику. Еще я помню лесных муравьев в муравейнике, который они соорудили из застывшей асфальтовой кучи, которая оказалась лишней да так и осталась, рядом с дорогой у края леса. Мы с бабушкой наполнили бутылку муравьями и принесли домой. Потом выпустили обратно, конечно. Но я помню черных насекомых, суетящихся внутри нежданной стеклянной неволи. Чудо.
Подхожу к театру. Внутри красиво, лестницы, люстры, панно. Скульптура Горького. Смотрители продающие программки - все молодые девушки в одинаковых темных платьях. У меня место в ложе. Ложа состоит из трех стульев, два возле ограждения и один сзади, на возвышении. Похоже, третий стул не был изначально предусмотрен так как с него действие на сцене не видно. Совсем. Все, сидящие на этих третьих стульях стояли. Было бы справедливо, если при покупке билетов зрителю сообщалось о том, что это неудобное место с ограниченной видимостью. Если бы знала, купила другой билет, дороже или дешевле, но откуда видно сцену. В мои планы не входило три часа стоять в театре за две с половиной тысячи.
Спектакль называется «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере». И тут я забыла, что смотрю спектакль стоя. На сцене - люди, живые и настоящие, которым сопереживаешь и кого успеваешь полюбить за три часа театрального времени. Целая жизнь, судьба раскрывается словно гигантский цветок, разворачивая лепестки к зрительному залу. И ты уже не помнишь, на какого актера ты пришел - перед тобой Этель с внешностью Алисы Фрейндлих и Норман, похожий на Олега Басилашвили.
Снова две судьбы - и одна на двоих. Хотя по-настоящему вдвоем были лишь два первых человека. Мы часто неправильно относимся к времени. Считаем годы. Думаем, а что завтра. Но жизнь - это сейчас. И если суждено человеку быть счастливым, неважно в какой момент его жизни начнется отсчет. Мощь и насыщенность совместной судьбы не зависит от возраста и количества совместно проведенных лет. А сколько продлится - конечно, хотелось бы подольше. Но счастье нельзя отложить впрок.
Вспоминаю спектакль «Смешанные чувства» - его персонажи считают свои годы неоднократно - и кажутся старыми. Герою Басилашвили восемьдесят, он теряет память и тело его подводит. Но глядя на него понимаешь - он будет жить вечно. А персонаж Боярского уже завтра растворится, исчезнет, будто бы его и не было никогда.
На выходе из театра бойкие тетечки предлагают - нет, не пачку бесполезной рекламы. Фотографии и магниты с Фрейндлих и Басилашвили. Граждане покупали.
Во время каждой поездки мне кажется… Да не так уж и важно, что именно. И я вспоминаю фильм «Любит - не любит» с Одри Тоту. И каждый раз улыбаюсь - ведь пока человек понимает, что его мысли не совсем здоровы, он же не сумасшедший? Это всего лишь облачко, шепот вселенной, эхо вечности. Глупость? Безумие? Любовь?
мысли,
путевые заметки,
Санкт-Петербург,
путешествия