Славянская мифология. ШУЛИКУНЫ

Aug 15, 2013 20:10

Эти нечистики появляются на сочельник из трубы и уходят под воду на Крещенье.
Также может их вытащить из проруби нерадивая хозяйка, если будет полоскать белье в ту неделю, что предшествует Богоявлению (7/20 января), хотя это строго запрещено.
Женщины, бывает, даже сами не замечают, что сила нечистая к ним прицепилась. Спохватятся, уже когда бегают по улицам шуликуны - с горячими углями на железных сковородках или с железным каленым крюком в руках, которым могут захватить человека-пьяницу: кружат его, толкают в грязь, могут даже в прорубь заманить.
Иногда ездят на ступах или печках. Ростом шуликуны с маленьких детей, головы у них остроголовые, изо рта пышет огонь; носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки. Говорят, они тоже из породы детей, умерших некрещеными, - но только в определенное время года, на Святки. Поэтому и появляются именно в эту пору.




Кулешата - вариант названия Шуликунов, демонов Святок
Кулеши - вариант названия Шуликунов, демонов Святок
Шиликуны - вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шилиханы - вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шликуны - вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок
Шулюкуны - вариант написания названия Шуликунов, демонов Святок

"Эти мелкие демоны..., по-видимому, происходят из "заложных" покойников, хотя об этом есть лишь немногочисленные свидетельства и косвенные данные. Слово шуликун одни исследователи связывают с тюркским "шулюк" (пиявка), другие полагают, что оно происходит из татарского "шульган" (злой дух, подводный царь, пасущий под водой бесчисленные стада скота).
Третьи ученые считают это слово славянским и выводят его из древнерусского прилагательного "шуй" - "левый" (возможно, от древне-славянского "шуй" - "левый, плохой, нечистый" с двойным суффиксом - "ик" и - "ун" ), поскольку в славянской мифологии мир нечистой силы связан с левой стороной.

Интересные соответствия этому русскому слову есть в южнославянских языках: в болгарском слово "шулек" означает незаконорожденного ребенка, а у македонцев "шулько" - обращение к еще не крещенному ребенку. У сербов ряженных, обходивших дома на Масленицу, называли словом "шилькани".

Шуликунами, шиликунами, шилиханами, реже кулешами и кулешатами на Русском Севере (а именно там этот персонаж известен) называют маленьких человечков, стайками появляющихся на Святки, всячески вредящих людям и исчезающих с окончанием этого периода. В это излюбленное нечистой силой время, время "без креста", когда новорожденный Христос еще не был окрещен, выходят на свет и другие, особые "святочные" демоны: святке - нечистый дух в облике человека или животного; святочницы - некрасивые, покрытые волосами духи, появляющиеся в банях и неосвященных избах; святоша и святеха - духи, показывающиеся тому, кто рядится на святки."

Также шуликуны "родственны другим славянским демонам - караконджалам, кикиморам и демонам неславянских народов Поволжья и Сибири."

Мифологические персонажи, появляющиеся на Святках, широко известны и в остальных славянских традициях. Сербы, которые период Святок называют "некрещенными днями", считают, что в этот период повляются караконджулы - демоны, происходящие из детей, зачатых или умерших в этот "нечистый" период.

Шуликуны вылезают на землю из воды - из речной проруби или болота. Они очень маленького роста - размером с кулачок, и с заостренными конусообразными головами, которыми они долбят во льду проруби, чтобы выбраться на землю."

"Ростом они нередко с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заострённую голову (ср. Чёрт), изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканные кафтаны с кушаками и остроконечные шапки."



В некоторых местностях думают, что у шуликунов нет пяток (вспомним, что черт тоже беспятый), а изо рта пышет огонь. Одеты они в пестрые одежды. На земле они толкутся на перекрестках, подстерегая людей, а также ездят по деревням. Одни говорят, будто у шуликунов есть сани, железные повозки и кони, другие утверждают, что они ездят на шкурах, рогожах, на печи, в железных ступах. В руках у шуликунов железные крюки, и ими они ловят людей. Схватив человека, они затягивают его в прорубь. Кроме этого, они делают людям разные мелкие пакости - заманивают пьяных в сугробы, бродят ночью по деревне, заглядывают в окна и пугают детей. Появление шуликунов считается плохим предзнаменованием - год будет несчастливым."

"Кое-где шуликунам носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шёлку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядильщиц, подкараулить и унести всё, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По вологодским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут шуликуны нередко в заброшенных и пустых сараях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба и т.п.) и тогда их выгнать трудно."

"Шуликуны в воде живут. Когда Святки - на сушу вылезают. Шапки остры, имеют коней, сани. Человека заберут в воду, да говорят: "До воды пихай, до воды пихай". К себе возьмут. Шапками долбят лед и человека в прорубь пихают. Боялись выйти на Святки - шуликуны возьмут."

"Они, шуликуны, из проруби вылезут, у них все железное - и сани, и повозка, и кони железные. В повозку складут человека, вокруг дома объедут, на прорубь увезут."

"Нас раньше стращали все. 25 декабря - Игнатов день, говорят, сегодня выходят шуликуны. Говорили детям: "Спи, а то шуликуны придут". На Рождество они выезжают из воды на ступах, на медных ступах, а во рту - огонь. Они по улице едут, в окошки смотрят..."

"Шуликуны-то появляются за пять дней до Рождества. Шум стоит - шуликуны понаехали. Головы остры, жопы пестры. Да скажут: на коже, на коже шуликуны те едут, у них глаза светят, зубы светят, они в ступе летают, и шапки у них остры, долги шапки у них. Во Святки выезжают, во Святки прясть нельзя, шуликуны придут, веретен тебе много принесут. Они в реке живут и сами уедут накануне Крещенья."

"Самое верное спасение от шуликунов, как и вообще от нечистой силы, - крестное знамение. Но в некоторых северорусских деревнях предпочитали и другие способы: в Сочельник во время водосвятия устраивали езду на тройках по льду на реке и вокруг деревни, чтобы "давить шуликунов".

Позднее шуликунами стали называть не только демонов, но и ряженых на Святки, которые группами бегали по селу и пугали прохожих. Часто в такие группы входили только парни, и одевались они в рваную одежду, вывернутые тулупы, закрывали себе лица и пугали девушек, стараясь догнать их и вывалять в снегу."
Previous post Next post
Up