Oct 14, 2013 21:41
Вот так начнешь проверять накопившиеся в rss-ленте новости за прошлую неделю (первая половина которой прошла в Мюнхене, а вторая - в мыле и вазелине), и узнаешь, что умерла Иоанна Хмелевская. Да, я знаю, что за это время много кто еще скончался, к сожалению, всем ужасно сочувствую, и вообще пора бросать читать ИА "Росбалт", там только зарубежный пятничный трэш и некрологи, но сообщения про эти смерти я видела в топах Яндекса, Мейла и в Фейсбучике. А про Хмелевскую узнала только сейчас.
У меня с ней весь подростковый период связан, на самом деле. Все началось лет в 12, наверное, когда моя подружка Катя дала почитать три ее книжки - "Что сказал покойник", "Все красное" и "Дом с привидениями". Прочитала взахлеб, ночами, чуть ли не при свете уличного фонаря, стараясь ржать потише и не будить семью. А потом выяснила, что у нас дома, оказывается, есть еще одна ее книжка - "Роман века". Обложку видела сто раз, но не идентифицировала с автором. Эту книжку я прочитала, как сейчас помню, грызя тыквенные семечки - до сих пор книжка ассоциируется с их вкусом.
И я заболела Хмелевской. Как раз ее очень активно стали издавать в "Фантом-Пресс" (издавали в жутком качестве, со странными иллюстрациями, причем все подряд произведения - не все они стоили того, чтобы прочитать их во второй раз, но это уже другая история). И не было у меня счастливее дня, когда удавалось скопить из карманных денег на очередную книжицу сначала в "Молодой гвардии" (потому что это был единственный большой книжный, который я знала), а потом, когда ближе к старшим классам поосвоилась в центре, уже в "Библио-глобусе". Одной из первых купленных мной лично была книга "Золотая муха", я половину ее прочитала по дороге в Болгарию с той самой подружкой Катей (это, получается, 13 лет, моя первая поездка за границу и вообще первая поездка куда-то без родителей, хм, тогда я, кстати, очень уверенно заявляла, что никогда в жизни не буду пить и курить).
Из-за Хмелевской я чуть ли не впервые поняла, что с братом вообще-то не обязательно драться, а можно очень даже круто искать приключения и выслеживать подозрительных личностей около дома. Из-за Хмелевской я обогатила свою речь словами "фанаберия", "гонор" и "бебехи", узнала много чего про польскую кухню и правила азартных игр. Из-за нее я сначала хотела стать архитектором, потом писательницей, выучить французский, купить атлас (кстати, купила, и даже какое-то время таскала с собой - а ну как окажусь в нелегальном казино, а меня примут за опасную блондинку Мадлен и выболтают секретный код, а потом похитят?), научиться вязать (хах, недовязанный шарф отправился в помойку в прошлом, что ли, году). Из-за нее я в свое время съездила в Варшаву и Краков, и хотела побывать в польской части Прибалтики. Из-за нее мне до сих пор хочется побывать в Копенгагене. Как будто это автоматически сделало бы меня остроумной блондинкой с маникюром, магнитом для "Блондина мечты", "Дьявола" и приключений.
Это уже потом ее книжки стали делаться по одному шаблону (очень меня расстроил пассаж прямо в середине текста "Ну а потом много чего было, но вот как все закончилось"), а с пьедестала королевы иронического детектива (термин-то какой, боги) ее сместила стахановка Дарья Донцова. Это уже потом Иржи Грошек в "Реставрации обеда" сделал жирнейший реверанс в ее сторону, что, впрочем, сам там же, в примечаниях, и признал.
На первом курсе мне на день рождения подарили первый том ее биографии (спасибо, девочки, у вас был роскошный комплексный подарок!), где я узнала, что никакая она не Хмелевская и даже не Иоанна, если брать первое имя. И вообще родила сразу после школы. И приключений на ее долю фантастических не выпало. Ну и разошлись мы безболезненно, хотя я продолжала регулярно перечитывать мои самые любимые книжки уже в электронном виде. Выкинула вот буквально месяц назад, разбирая книжные завалы, то, что у нее точно не буду открывать во второй раз. Кстати, "Дом с привидениями" - тот самый, который я выклянчила у подружки навсегда, - так и стоит в шкафу, хотя уже развалился по листочку.
Такие дела.