Jun 30, 2012 03:21
... уши заткну и все равно слышу: Женовач, Женовач...
И немедленно перед глазами - старый спектакль по чеховской повести "Три года".
тут, если по-хорошему рецензию писать, надо и о Чехове, и о тоске его по "большому жанру". И о том, что не бытописатель автор, а модернист и родоначальник абсурдистской драмы. И быт у него - не фон, не среда, а событие. Конфликт - не действие и противодействие, не столкновение чьих-либо интересов, а необратимое, нелогичное, неподвластное человеческой воле течение жизни. У Чехова не отвечают прямо на заданный вопрос, а развивают собственный нескончаемый внутренний монолог, язык здесь - способ конспирации и стратегия капитуляции, но не средство общения, слова не обнажают, а скрывают смысл. Наконец, отсутствуют персональная вина, главный злодей и главные герои.
И вот мы смотрели с кузиной "Три года", любимую обеими прозу.
И я этого не приняла категорически.
Нет, никому не запрещено отрываться ,и как на батуте, взмывать над текстом, "не ведая преград" (с).
Только "отрыв" должен быть не произволом, не капризом и уж точно не насилием над материалом, а продолжением эстафеты. Не расщепление структуры произведения, а как можно более органичным ее переносом в другую знаковую систему.
И здесь лично для меня представляют важность авторская опика, то есть идея, угол зрения на данную проблему и отношение к героям и событиям.
Что мы видим в спектакле Женовача: Юлия Сергеевна, чужеродный элемент, спасает деградирующую семью Лаптевых религиозностью (Чеховым лично не разделяемой) и слепым чувством долга, приверженности сомнительным столпам.
О чем повесть? - О том, как за каких-то три года перекинулась на противоположность жизнь героя. как сделался он далек от прежнего себя... А что будет через десять, двадцать, сто лет (чеховский рефрен)?.
Любил женщину, женился и с равнодушием встретил готовность повзрослевшей жены ответить на чувство. Согласился заниматься делом, в которое не верил, к которому питал отвращение. Заново влюбился в бывшую любовницу, которой теперь совсем не до него. Похоронил родных, сделался главой фирмы, не имея к тому интереса и призвания...
Противоречие в чем.
У Женовача в семье - содержание жизни и спасение рода.
Для Чехова семья - ловушка, несвобода, подавление личности.
Когда в спектакле Юлия Сергеевна велит Лаптеву заняться чуждым ему семейным бизнесом, отравившим детство, травмировавшим душу, бизнесом, в который герой не верит, это - благо, это самопреодоление.
У Чехова же за героем захлопнулась западня. И до самой своей смерти несчастливый миллионер обречен теперь делать то, к чему не лежит его сердце, по велению той, которую больше не любит.
Потому что человек не задан раз навсегда, он стареет, он меняется... а внешние структурные рамки жестки и неизменны. Люди - заложники принятых сгоряча или по недостатку опыта решений, хода событий, на которые не в силах повлиять: слишком много частных воль формируют их, - склада собственного характера и характеров близких людей...
Постановка Женовача была про семейственность и отказ от частного (эгоистического) во имя общего (родового), хоть никаких доводов в пользу последнего в исходном тексте не содержалось.
Семейственности и уз Чехов боялся и как мог - бежал, даже в жены выбрал блядь, которая как луна: появлялась на время и исчезала (с).
Так какого, спрашивается, было приживлять пусть распрекрасную идею к чужеродному материалу?!